Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

А значит, нам нужна одна победа (10576)
Данил Савельев  
Олимпийская арифметика (10742)
Поехали! (10449)
Вечные студенты (10415)
Зайка моя (10432)
Одеяло на себя (10540)
Пространство праздника (11138)
Ирина Дымова  
Три четверти пути (10664)
Кирилл Власенко  
Отсюда миру расскажут о ходе Олимпиады (10462)
«Масштаб работ в Сочи ошеломляет» (10482)
«Нам очень захотелось, чтобы эти места открыла для себя планета» (12809)
«2012 год — пик строительства олимпийских объектов» (14184)
Данил Савельев  
«Стараемся сделать все красиво, но в то же время разумно, без роскоши» (12833)
Никита Логвинов  
Олимпийское лего (13343)
Завидное наследство (13088)
Ангел-хранитель Олимпиады (10557)
Строим Олимпиаду вместе с «Энергомашем» (10645)
Приехали! (10406)
Данил Савельев  
«Мы получим, пожалуй, лучший город на территории постсоветского пространства» (10521)
«За олимпийским проектом необходим двойной и даже тройной контроль» (10405)
Кирилл Власенко  

«Главное наследие Игр для нас — обновленный Сочи»

№ 13 (2012)
Количество просмотров: 10507
Версия для печати


Для Сочи олимпийский проект — это не только и не столько две недели спортивных состязаний, сколько шанс обновить всю инфраструктуру курорта — энергетическую, транспортную, инженерную и социальную, заявляет мэр Анатолий Пахомов.

— В Сочи происходят грандиозные преобразования — работы ведутся одновременно на более чем 800 стройплощадках. Результаты видны уже сейчас: 4 абсолютно новые и 32 капитально отремонтированные школы, современные больницы и поликлиники, построенные в рекордные сроки в Красной Поляне, микрорайоне Веселое и Дагомысе, 16 модернизированных объектов культуры, 505 многоквартирных жилых домов и 1045 других объектов, отремонтированных в рамках приведения города к единому архитектурному облику.

Дороги жизни

Сейчас в Сочи одновременно строятся три крупные автомагистрали: трасса Адлер — Красная Поляна, дорога по улицам Пластунской — Транспортной и дублер Курортного проспекта, а также восемь транспортных развязок. В ключевых местах города возводятся десятки многоуровневых парковок. Значительные улучшения горожане почувствуют уже в 2012 году. Самая наболевшая проблема для многих тысяч сочинцев — «пробки» — будет в значительной степени решена в течение ближайших месяцев.

Благодаря олимпийскому проекту в транспортной инфраструктуре Сочи появится принципиально новый сегмент — внутригородское железнодорожное сообщение. Городская маршрутная сеть будет увязана с местными железнодорожными линиями, сходящимися в транспортных хабах. Такая схема передвижения станет основной для гостей и участников Игр. Сейчас продолжается реконструкция пассажирских терминалов железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста. Программой подготовки к Олимпиаде предусмотрено возведение нескольких новых железнодорожных вокзалов. Наиболее крупный из них — транспортный узел в Адлере.

Не менее активно возрождается и сегмент морского транспорта. На базе морского порта Сочи началось строительство международного центра морских пассажирских перевозок. Закончено строительство портопункта «Адлер». В ближайшее время будут введены в эксплуатацию еще два портопункта. Всего планируется создать восемь портопунктов: на Мацесте, в Лазаревском, Лоо, Дагомысе, Хосте, Курортном городке, Адлере и Имеретинке.

Энергичные решения

Одна из самых актуальных для курорта проблем — дефицит энергии и природного газа. Энергорайон Сочи был рассчитан на 240 мегаватт, хотя уже в последние годы город потреблял 350, а в пиковые нагрузки — и 390 мегаватт. Это фактически означало отсутствие гарантированного энергообеспечения. Сейчас проблема активно решается. Введена в эксплуатацию Адлерская ТЭС мощностью 350 мегаватт. Начато строительство Кудепстинской ТЭС, которая станет крупнейшей электростанцией в нашем энергоузле и обеспечит электроэнергией основные олимпийские объекты. К 2014 году электрическая нагрузка Сочи увеличится почти вдвое — до 1040 мегаватт. Но к тому времени эти потребности будут удовлетворены за счет собственной генерации. Объем капитальных вложений в газификацию курорта до 2014 года составит почти 2,5 млрд рублей. В прошлом году введен в эксплуатацию газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи протяженностью 172 километра. Продолжается строительство газораспределительной станции «Адлер», которая обеспечит природным газом Адлерскую ТЭС. К 2014 году газом будут обеспечены практически все без исключения населенные пункты Адлерского района, а к 2020 году объем газификации объектов жилого фонда всего города будет доведен до 90%.

Чистота и порядок

Значительная часть олимпийской программы посвящена вопросам строительства систем очистки и канализации, переработки отходов. Это дорогие и сложные мероприятия, которые в Сочи были абсолютно необходимы. Без их реализации экологическая обстановка в городе год от года становилась бы только хуже. Благодаря Играм решается одна из ключевых проблем экологии курорта — проблема свалок. Свалка в Адлерском районе, в течение 19 лет представлявшая серьезную угрозу, закрыта для приема отходов, работы по ее рекультивации окончены. Идет рекультивация и второй свалки в поселке Лоо.

В декабре 2010 года введена первая очередь мусо-росортировочного комплекса в Хостинском районе. В мае 2012-го введено еще два цеха. Это позволит десятикратно уменьшить объем захоронения отходов и сделать их безопасными для города.

Здоровые и образованные

Огромные средства вкладываются в развитие социальной сферы, которая, пожалуй, наиболее важна для жителей Сочи. Продолжается масштабная модернизация объектов образования, здравоохранения, культуры.

Только за последнее время в городе капитально отремонтировано 32 школы, построено «с нуля» четыре. Введен в эксплуатацию детский сад в селе Некрасовское, завершается строительство детских садов на 140 мест каждый в Веселом и по улице Таврической.

На развитие здравоохранения только в прошлом году направлено свыше 1 млрд рублей.

Завершено строительство новой инфекционной больницы в Дагомысе и здания поликлиники на 100 посещений в смену в Веселом. Строятся хирургический корпус по улице Кирова в Адлере, лечебно-диагностический корпус по улице Дагомысской в Центре, уникальный травмо-хирургический комплекс на территории 4-й гор-больницы. До 2013 года городские учреждения здравоохранения получат около 100 единиц диагностического и лечебного оборудования на 203 млн рублей.

Однако ни один экономический и социальный проект не будет успешным без опоры на подрастающее поколение. Физическая культура и спорт, волонтерское движение, профилактика наркомании и табакокурения — обязательные составляющие молодежной политики на курорте. В 2011 году введены в эксплуатацию 16 игровых площадок во всех районах Сочи, реконструирована крытая спортивная арена на 1000 зрительских мест в парке «Ривьера», начато строительство универсального спорткомплекса в поселке Лазаревском. Еще 15 комплексных спортивно-игровых площадок будут построены в этом году.

Говорит и показывает

Несмотря на масштабное строительство, нам удалось избежать снижения турпотока. После начала реализации олимпийского проекта в Сочи некоторый спад произошел лишь однажды — в 2008 году, когда город принял 3,438 млн отдыхающих. Но уже в следующем, 2009-м, ситуация выровнялась — к нам приехали 3,602 млн человек. И с тех пор количество отдыхающих остается примерно на одном и том же уровне с тенденцией к небольшому ежегодному приросту. Например, в прошлом году курорт посетили 3,856 млн гостей. При этом Сочи был и остается крупнейшим курортом региона. Город дает в консолидированный бюджет Краснодарского края 54% всех доходов от отрасли — больше, чем все остальные курорты вместе взятые.

В рамках подготовки к летнему сезону 2012 года мы развернули широкую рекламную кампанию. Наши специалисты провели презентации курорта на различных туристических выставках в целом ряде городов страны. С мая запущена реклама на Первом канале и телеканале «Россия 1», а также на местных телеканалах в восьми городах-миллионниках. Широкой популярностью пользуется туристско-экскурсионный маршрут «Олимпийский Сочи». Он включает в себя объезд прибрежного кластера, а далее — посещение горнолыжных курортов «Лаура», «Горная карусель» и «Роза Хутор». Экскурсия сопровождается подробным рассказом о подготовке города к Играм и о постолимпийском наследии. Мы ожидаем, что в связи с завершением строительства ряда олимпийских объектов интерес к этому маршруту возрастет. Но все же подавляющее большинство объектов показа — это уникальные творения природы. Сохранение хрупкой экосистемы в условиях масштабного строительства для нас — задача номер один.

Заслон криминальным элементам

К сожалению, остаются проблемы с обеспечением безопасности. Связаны они в первую очередь с большим притоком на олимпийские стройки рабочей силы из других регионов и стран. Их численность составляет порядка 65 тыс. человек, и, естественно, среди такого количества людей иногда попадаются и недобропорядочные, а порой и откровенно криминальные элементы. Периодически возникают конфликты с местным населением, случаются трагедии. Сейчас прорабатывается методика проведения осмотра прибывающих в Сочи граждан на предмет их соответствия требованиям антитеррористической безопасности. Хочется верить, что эта методика будет внедрена в максимально короткие сроки.