Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

А значит, нам нужна одна победа (10581)
Данил Савельев  
Олимпийская арифметика (10748)
Поехали! (10457)
Вечные студенты (10424)
Зайка моя (10439)
Одеяло на себя (10547)
Пространство праздника (11146)
Ирина Дымова  
Три четверти пути (10670)
Кирилл Власенко  
Отсюда миру расскажут о ходе Олимпиады (10471)
«Масштаб работ в Сочи ошеломляет» (10488)
«Нам очень захотелось, чтобы эти места открыла для себя планета» (12841)
«2012 год — пик строительства олимпийских объектов» (14215)
Данил Савельев  
«Стараемся сделать все красиво, но в то же время разумно, без роскоши» (12865)
Никита Логвинов  
Олимпийское лего (13375)
Завидное наследство (13123)
Ангел-хранитель Олимпиады (10564)
Строим Олимпиаду вместе с «Энергомашем» (10652)
«Мы получим, пожалуй, лучший город на территории постсоветского пространства» (10527)
«За олимпийским проектом необходим двойной и даже тройной контроль» (10414)
Кирилл Власенко  

Приехали!

№ 13 (2012)
Количество просмотров: 10412
Версия для печати


Наиболее крупные и значимые объекты транспортной инфраструктуры, создаваемой к Олимпиаде, — новый международный аэропорт Сочи, совмещенная трасса Адлер — Альпика-Сервис и грузовой район морского порта Сочи Имеретинский. «Вестник» проследил, как складывалась судьба каждого из них.

Полеты наяву

В сентябре 2010 года новый аэровокзальный комплекс Сочи стал первым объектом олимпийской инфраструктуры, сданным в эксплуатацию. «Именно с новых воздушных ворот начнется знакомство с Сочи всех его гостей — официальных делегаций, спортсменов, болельщиков, прибывающих из более чем 200 стран», — прокомментировал тогда президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.

По заявлению генерального директора управляющей компании «БазЭлАэро» Сергея Лихарева, комплекс оснащен «новейшими инженерными системами и самым современным технологическим оборудованием, позволяющим обеспечить высочайший уровень безопасности и комфорта». Общий объем инвестиций в проект составил 6,2 млрд рублей, основным кредитором выступил Внешэкономбанк.

С запуском нового терминала пропускная способность сочинского аэропорта увеличилась почти вдвое — с 900 до 1600 человек в час. И это не предел. В 2012 году, после завершения строительства посадочной галереи с десятью телетрапами, аэропорт будет способен обслуживать до 2500, а во время Олимпиады — до 3800 пассажиров в час, что полностью соответствует требованиям МОК. К 2013 году «Ба-зэл» рассчитывает ввести в аэропорту новый VIP-терминал. В начале 2011 года здесь была введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса. После реконструкции ее длина увеличилась до 2500, ширина — до 49 метров. Реконструированы также покрытия перронов и рулежных дорожек, светосигнальное оборудование и системы радиотехнического обеспечения полетов. По заключению экс-министра транспорта РФ Игоря Левитина, теперь российская сторона сможет обеспечить беспересадочные полеты для прилетающих в Сочи спортсменов.

В феврале 2012 года была открыта железнодорожная ветка Адлер — аэропорт Сочи. Цена проекта — 7,9 млрд рублей. «Прежде сообщение между ними осуществлялось автомобильным транспортом, — напомнил президент РЖД Владимир Якунин. — Наши проектные институты разработали вариант прокладки железнодорожной линии общей протяженностью 2,8 км с устройством эстакад и тоннелей. Она сможет обеспечить перевозку 60% всех авиапассажиров, прибывающих в олимпийскую столицу, а это более 86 тыс. человек в сутки». Доставка пассажиров будет осуществляться скоростными электропоездами повышенной комфортности по графику, согласованному с учетом движения воздушных судов.

А до конца 2012 года предстоит ввести двухуровневую транспортную развязку «Аэропорт» — между развязками «Голубые дали» и «Адлерское кольцо». По информации дирекции дорог «Черноморье», она соединит новый аэровокзальный комплекс с поселком Красная Поляна, центром Адлера и станет важной составляющей транспортной инфраструктуры олимпийской столицы в целом.

Протяженность развязки составит 2,6 км, расчетная скорость движения — 70 км/ч, количество полос на некоторых участках будет доходить до четырех.

Вагончик тронулся

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис — один из ключевых объектов транспортной инфраструктуры, создаваемой к Олимпиаде. Именно по ней зрители и участники соревнований будут добираться до горных стадионов Красной Поляны и ледовых дворцов Олимпийского парка Имеретинской низменности. Проект стоит 227 млрд рублей. «Сочетание возможностей обеих трасс позволит обеспечить доставку 20 тыс. пассажиров в час, что соответствует потребностям Игр», — объяснил начальник Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Владимир Голоскоков. Общая протяженность трассы составляет 124,5 км, она включает шесть тоннельных и 36 железнодорожных комплексов, 31 автодорожный мост.

В августе 2010 года был введен первый 6-километровый четырехполосный участок совмещенной дороги с двумя развязками и восемью путепроводами. Он призван обеспечить транзитное автотранспортное сообщение Имеретинской низменности с существующей дорогой на Красную Поляну в обход Адлера. Расчетная скорость движения — 80 км/ч, на примыканиях — 30 км/ч. В середине 2012 года на совмещенной дороге должно было завершиться возведение уникального вантового моста. По словам начальника ДКРС-Сочи ОАО «РЖД» Евгения Солнцева, он будет самым большим на Юге России. Высота пилонов опор — 86 метров, консоль пролета — 327 метров, а общая длина моста — 800 метров. Еще до начала строительства совмещенной дороги появились заявления экологов об угрозе, которую она представляет для уникальной сочинской природы. С началом строительства заявления зазвучали еще громче. Между тем государственная экологическая экспертиза выдала положительное заключение на прокладку трассы. Спустя некоторое время директор европейского бюро UNEP Кристоф Бувье также с удовлетворением констатировал, что участники проекта «все отчетливее понимают необходимость работать сообща ради сохранения природного богатства и приумножения природного наследия региона». «РЖД идут в авангарде и по срокам, и по качеству работ», — подтвердил вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак.

Стратегический недогруз

Вопреки протестам экологов, грузовой район морского порта Сочи решено было строить в устье реки Мзымта Адлерского района на открытом побережье Черного моря. Разработку проектной документации, строительство и эксплутацию объекта взяло на себя созданное в 2007 году ООО «Порт Сочи Имеретинский», входящее в управляющую дирекцию «Портовый бизнес» холдинга «Базовый элемент». Управляющий директор «Портового бизнеса» Юрий Тямушкин настаивал, что порт «имеет стратегическое значение» для бесперебойных поставок на олимпийские стройки инертных материалов и генеральных грузов. «Он позволит существенно оптимизировать маршруты и затраты на доставку стройматериалов, а также разгрузить федеральную и городскую дорожные сети Сочи», — утверждал топ-менеджер. Общие инвестиции в проект были оценены в 7 млрд рублей. Первая очередь грузового района должна была быть сдана в конце 2009 года, но планы нарушила природная стихия. В ночь с 13 на 14 декабря начался шторм, сила которого достигала 9 баллов. По данным главного редактора информационно-аналитического агентства SeaNews Юлии Шишовой, серьезные повреждения получили конструкции западного и юго-западного молов, защищающих порт со стороны моря. Ущерб предварительно был оценен в 500 млн рублей без учета стоимости техники.

Несмотря на разрушения, прием грузов для Олимпиады продолжился. В апреле 2010 года Федеральное агентство морского и речного транспорта выдало разрешение на опытную эксплуатацию первой очереди грузового района порта, включающей два причала, мощностью 2 млн тонн в год. Проектная мощность всего грузового района — 5 млн тонн в год. Выйти на нее, завершив строительство остальных шести причалов, предполагалось в декабре 2010 года.

Уже к апрелю 2010-го «Базэл» полностью восстановил разрушенные конструкции, однако сдать объект в срок не смог. Точнее, в этом отпала необходимость. Весной 2011 года правительство отказалось строить вторую очередь грузового района. Как объяснила представитель ФГУП «Росморпорт» Ирина Лобкова, решающим фактором явилась недостаточная грузоперевалка.

Впрочем, еще задолго до этого было решено, что после 2014 года на месте морского порта Сочи Имеретинский будет создана марина на 600-700 стояночных мест для яхт и объектов береговой инфраструктуры. Запланированы коммерческая и рекреационная зоны с ресторанами, бассейном и теннисным кортом, а также техническая зона с обслуживанием, ремонтом и зимним хранением судов. Согласно первоначальным расчетам, инвестиции в перепрофилирование порта в марину составят от 1 до 1,5 млрд рублей.


Автор: Данил Савельев