Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Почему ваша компания размещается в «Вестнике Олимпиады»? (4149)
Полный привод (3907)
Сергей Деркунов  
Если есть на свете рай (3309)
Никита Логвинов  
«Мы заворожены!» (3444)
Финишная прямая (3407)
Кирилл Власенко  
Renault Trucks: стратегически важный Юг (3501)
Олимпийские проекты — в жизнь (3370)
Компания «АйСиэС» (ICS) приступает к реализации проектов по созданию инфотелекоммуникационной инфраструктуры для объектов в Сочи.   
Если в одном месте убудет (3676)
Сергей Деркунов  
Социальный оазис (3469)
Способность побеждать (3222)
Потолки Armstrong для спортивных сооружений: красота, комфорт и безопасность (3978)
Кубанский Баден-Баден (3544)
Олимпийский «Терем» (3363)
Вторая жизнь (5619)
Сергей Семенов, Константин Кухаренко  
БОЛАРС. Лучшее — для олимпийской стройки (3378)
Безотходное производство (4874)
Сергей Семёнов  
«Сочи сегодня — центр экостроительства» (4061)
«Олимпиада введет моду на зеленое строительство в России» (3535)
Сергей Семенов  
Что-то сани мне попались привередливые (3791)
Никита Логвинов  
Мы наш, мы новый боб построим (6842)
Сергей Семёнов  

Храм олимпийской души

№ 11-12 (2011)
Количество просмотров: 3854
Версия для печати


В Имеретинской низменности обнаружены остатки древнего христианского храма, построенного, вероятно, не позднее VII века нашей эры. После реставрации он может органически вписаться в ряд олимпийских объектов, возводимых на этой территории к XXII зимним Играм 2014 года.

О том, что в Имеретинской низменности идут раскопки возможно самого древнего христианского храма на территории России, сообщают многие СМИ. Все кажется понятным и логичным: эта часть черноморского побережья входила в состав Абхазского царства эпохи Леонидов. А древняя Абхазия стала одним из первых мест проповеднической деятельности двух апостолов: Андрея Первозванного и Симона Канонита. Именно в Абхазии сосредоточены древнейшие храмы, постройка которых датируется едва ли не с IV века нашей эры. Такой возраст приписывают небольшой базилике в Пицунде. А широко известный Цандрипшский храм датирован VI веком. Более того, недалеко от Новоафонского монастыря расположена знаменитая пещера Симона Кананита. Соратник Иисуса Христа провел здесь последние годы жизни. Здесь он возносил молитвы, проникая в свою обитель через отверстие в своде.

Позже монахи проделали более удобный вход, вырубив в скале дверь. Можно сказать, что эта пещера стала первым христианским храмом на побережье Абхазии еще в 50-е годы I века нашей эры! Сам апостол принял мученическую смерть — по разным источникам, то ли от рук местных жителей, забивших его камнями, то ли от римских солдат, обезглавивших его. Нахождение остатков христианского храма, построенного на периферии Абхазского царства в IX-X веках, не вызывает удивления. Размеры храма не маленькие: 20 на 20 метров. Строение было сложено из местного камня, имело два притвора и четыре колонны. Сами колонны не сохранились, но остались их следы. Вернувшаяся в Москву из абхазской экспедиции старший научный сотрудник Института археологии Российской академии наук, кандидат исторических наук Екатерина Армарчук рассказала корреспонденту «Вестника», что во время раскопок было сделано много интереснейших находок: керамические кувшины, кресты, бронзовая застежка от библии, фимиамница — всего собрано несколько тысяч артефактов. Кроме мелких вещей вызывают интерес керамические трубы, использовавшиеся для вентиляции храма, камни с резьбой, вероятно составлявшие орнамент фриза здания, и железный крест, скорее всего венчавший его крышу. Собранные экспонаты переданы в музей города Сочи. В этом году планируются дальнейшие раскопки, которые помогут более детально восстановить облик древнего храма.

Археологи, изучающие руины храма, пришли к выводу, что он обрушился в результате пожара. На дневную поверхность выведены остатки стен, высотой до 1 метра. Под южным и средним нефом обнаружены сводчатые сооружения погребальных склепов. Специалисты считают, что руины древнейшего храма на территории России должны быть сохранены и после реставрации и могут стать музеем под открытым небом. Раскопки уникального объекта проводятся в рамках подготовки к олимпийскому строительству и финансируются ГК «Олимпстрой». Обычно судьба объектов, находимых в ходе таких раскопок, печальна: на их месте вырастают современные постройки.

Однако на месте храма никаких капитальных сооружений не планируется. Он входит в зону создаваемого орнитологического парка «Имеретинская низменность», который должен сохранить фрагменты зимовок перелетных птиц, имеющие важное международное значение. По мнению археологов, как исторический музей реставрированный храм вполне может органически вписаться в ряд олимпийских объектов и привлечет внимание посетителей.

Интрига заключается в том, что именно в этом полевом сезоне другая группа археологов также претендует на то, что исследуемый ими объект является древнейшим на территории России христианским храмом, строительство которого может быть датировано VI—VII веками нашей эры. Речь идет о широко известном храме Тхаба-Ерды в горной Ингушетии. Руководитель работ, заведующий отделом научных и лабораторных исследований археологического центра имени Е.И. Крупнова в Республике Ингушетия, кандидат исторических наук Умалат Гадиев считает, что сделанные в прошлом году находки позволяют датировать эту постройку не IX—X веками, как считалось ранее, а более ранним временем — не позднее VII века. Мы беседуем с Умалатом непосредственно у стен древнего храма. На мой вопрос о том, почему возникли сомнения в датировке широко известной постройки, привлекающей внимание исследователей с конца XIX века, археолог отвечает:

— Дело в том, что в одной из стен постройки вмонтирован камень с изображением крестово-куполного храма. В традициях древних зодчих было оставлять уменьшенное изображение здания на внутренней или внешней его стороне. На камне мы видим крестово-купольный храм, а то, что стоит пред нами, представляет собой классическую базилику. Напрашивается вывод: первоначально храм выглядел так, как изображено на камне, а облик базилики он приобрел в результате позднейшей перестройки. Задачей нашей экспедиции является разыскание ранее неизвестных деталей храма, выявление новых особенностей фундамента, что позволит установить истину. Исследование деталей декора и карнизов здания показывает, что аналоги таковых мы находим в постройках VI-VII веков. А само здание сейчас датируется IX-X веками. Мы полагаем, что первоначальный храм, стоявший на этом месте, был построен намного раньше, чем принято считать.

— Есть ли реальные находки, подтверждающие вашу гипотезу?

— Да, в ходе раскопок нами найдено основание апсиды, находящееся под существующим храмом, а значит, более древней.

— Каким же образом такой древний храм оказался на территории горной Ингушетии? Ведь в те далекие времена не было безопасных дорог, соединявших Северный Кавказ с Закавказьем?

— Вопросов много. Постройка, несомненно, была возведена грузинскими мастерами. Во всяком случае, новые факты могут пролить свет на раннюю историю христианства в Ингушетии да и в целом современной России. В случае подтверждения предполагаемых нами датировок может оказаться, что именно земля Ингушетии стала первым оплотом христианства на Северном Кавказе. Независимо от того, чьи находки окажутся более древними — археологов, раскапывающих руины храма в Имеретинской низменности, или их ингушских коллег, ясно, что и в одном, и в другом случае выявляются важнейшие страницы истории нашей страны. А иллюстрирующие их находки достойны самого трепетного отношения и сохранения.


Автор: Александр Липкович