–усска€ верси€
–”—
English version
ENG
ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ѕочему ваша компани€ размещаетс€ в Ђ¬естнике ќлимпиадыї? (3879)
ѕолный привод (3668)
—ергей ƒеркунов  
≈сли есть на свете рай (3066)
Ќикита Ћогвинов  
Ђћы заворожены!ї (3223)
‘инишна€ пр€ма€ (3164)
 ирилл ¬ласенко  
Renault Trucks: стратегически важный ёг (3217)
ќлимпийские проекты Ч в жизнь (3120)
 омпани€ Ђјй—иэ—ї (ICS) приступает к реализации проектов по созданию инфотелекоммуникационной инфраструктуры дл€ объектов в —очи.   
≈сли в одном месте убудет (3441)
—ергей ƒеркунов  
—оциальный оазис (3204)
—пособность побеждать (2974)
ѕотолки Armstrong дл€ спортивных сооружений: красота, комфорт и безопасность (3681)
 убанский Ѕаден-Ѕаден (3293)
ќлимпийский Ђ“еремї (3120)
¬тора€ жизнь (5303)
—ергей —еменов,  онстантин  ухаренко  
ЅќЋј–—. Ћучшее Ч дл€ олимпийской стройки (3103)
Ѕезотходное производство (4632)
—ергей —емЄнов  
Ђ—очи сегодн€ Ч центр экостроительстваї (3793)
Ђќлимпиада введет моду на зеленое строительство в –оссииї (3302)
—ергей —еменов  
„то-то сани мне попались привередливые (3509)
Ќикита Ћогвинов  

ћы наш, мы новый боб построим

є 11-12 (2011)
 оличество просмотров: 5984
¬ерси€ дл€ печати


–азвитие бобсле€ в –оссии зависит от по€влени€ новых трасс и внедрени€ высоких технологий.

Ѕобслей — спуск двух- и четырехместных саней по лед€ному желобу — традиционно считаетс€ одним из самых зрелищных зимних видов спорта. ««имн€€ «‘ормула 1», как называют его болельщики и специалисты, привлекает космическими скорост€ми, напр€женной борьбой и экстримом, неизменно сопровождающимс€ т€желыми травмами и даже смертью спортсменов.

—порт богатеев-экстремалов

 Ѕобслей как вид спорта зародилс€ в Ўвейцарии в конце XIX века, когда на одном из самых знаменитых альпийских курортов —анкт-ћориц английские туристы дл€ большего экстрима скрепили пару обычных саней и начали кататьс€ на них по два, три и четыре человека. Ќовый вид отдыха быстро прижилс€ — пресыщенных развлечени€ми богатых европейцев не останавливало даже то, что многоместные сани, менее управл€емые и более т€желые, часто переворачивались, нанос€ пассажирам достаточно серьезные травмы. ¬ 1887 г. в том же —анкт-ћорице был основан первый бобслейный клуб и разработаны правила соревнований. ¬ них на сан€х с рулевым управлением могли участвовать мужчины и женщины в количестве до восьми человек. “ребовалось как можно скорее спуститьс€ с горы и опередить соперников на контрольной засечке. — начала XX века в бобслейное движение включаютс€ јвстри€ и √ермани€. ¬ 1904 г. впервые сконструированы особые сани дл€ бобсле€ — боб.

ƒолгое врем€ бобслей оставалс€ видом спорта дл€ очень состо€тельных людей. ’орошие сани стоили едва ли не дороже автомобил€, при этом хрупкость и несовершенство конструкции делали их вещью крайне недолговечной. —оответственно, первые бобслеисты были одновременно и спонсорами, и капитанами команд. ќбычно молодые обеспеченные люди просто покупали или арендовали боб и, съехав на нем пару раз в качестве вторых пилотов и пон€в принцип управлени€, сами становились пилотами и собирали себе команду. ¬се изменилось в 1923 г., когда бобслей был официально признан профессиональным видом спорта, образовалась ћеждународна€ федераци€ бобсле€ и тоббогана. ”же через год состо€лс€ олимпийский дебют бобсле€ — в Ўамони прошли соревновани€ бобов-четверок у мужчин (женщинам к тому времени запрещалось заниматьс€ этим видом спорта ввиду его крайней опасности).

—овременные черты бобслей стал принимать в 1950-х гг. —портсмены начали не просто съезжать с горы — большое внимание они теперь удел€ли разгону бобов. ƒл€ этого в команды приглашали легкоатлетов, гимнастов, футболистов. Ѕобслей пришлось покинуть толст€кам, которые лишь благодар€ своей массе придавали сан€м значительное ускорение, однако были бесполезны там, где требовались сила и скорость. “огда же началось повсеместное строительство искусственных трасс дл€ бобсле€ — уже со специальными эстакадами дл€ разгона.

Ћатышские застрельщики

ќтечественное спортивное руководство долгое врем€ бобслей игнорировало, счита€ его «буржуазной забавой, не несущей обществу никакой пользы». ¬ справочнике «¬се о спорте», выпущенном в 1978 г., черным по белому написано: «¬ ———– бобслей не культивируетс€». ќднако активное распространение этого вида спорта и интерес, который он вызывал в ходе олимпийских соревнований, делали свое дело. ¬ конце 1970-х гг. —порткомитет —оветского —оюза волевым решением начал формировать сборную. ѕервыми энтузиастами стали бывшие саночники из Ћатвии во главе с капитаном –оландом ”патниексом, занимавшимс€ также гонками и водно-моторным спортом. ќн собрал команду талантливых спринтеров, многоборцев, бегунов-барьеристов, и в 1980 г. она приступила к тренировкам. ќдновременно в —игулде заканчивалось строительство современной бобслейной трассы. ѕокупать дл€ советских спортсменов дорогосто€щую импортную технику никто не думал. »м нашли куратора — –ижский автомобильный завод, который, по задумке чиновников, должен был вз€ть на себ€ ответственную миссию создани€ первого отечественного боба.

—формированный при заводе специальный отдел трудилс€ круглые сутки и уже через год представил образец, признанный экспертами новаторским и одним из самых перспективных в техническом плане.

ќтличились и наши бобслеисты. ќни первыми стали делать акцент на разгон, запрыгива€ в боб непосредственно перед спуском. Ёто было крайне опасно, поскольку боб успевал набрать приличную скорость, но и крайне выигрышно. Ќа разгоне таким образом достигалось преимущество в одну дес€тую секунды, в середине дистанции она превращалась в три, а на финише — в 5-6 дес€тых секунды, что по тем временам было целой пропастью. ¬ыиграть, правда, нашим тогда не удалось. Ёкипаж боба-двойки в составе «интиса Ёкманиса и ¬ладимира јлександрова стал третьим, но мощь зарождающейс€ советской школы бобслейное сообщество почувствовать смогло. ”же через четыре года в  алгари уникальна€ советска€ машина примчала к финишу первой нашу двойку (янис  ипурс и ¬ладимир  озлов) и третьей — четверку (янис  ипурс, √унтис ќсис, ёрис “оне и ¬ладимир  озлов). ѕерестройка и развал ———– роковым образом сказались на отечественном бобслее. ћатериально-техническа€ база осталась в независимой Ћатвии, большинство спортсменов международного уровн€ — там же. –осси€не на несколько лет выпали из обоймы мировых держав бобсле€. ¬осстали из пепла они в 2004 г., после того, как новый глава √оскомспорта ¬€чеслав ‘етисов щедро выделил из бюджета несколько сот тыс€ч евро на закупку достойной гоночной техники и длительные загранкомандировки, а также на перекупку знаменитых братьев «ингер. –оссийский ренессанс оказалс€ весьма непри€тной неожиданностью дл€ заслуженных грандов мирового бобсле€ — немцев, швейцарцев, канадцев и италь€нцев. «ама€чивша€ на горизонте перспектива длительного сосуществовани€ на медальном пьедестале с новыми выскочками быстро отучила их от правил хорошего тона, и более чем либеральна€ еще недавно процедура получени€ доступа к современным тренировочным базам и трассам дл€ наших гонщиков существенно ужесточилась. ѕоэтому очевидный следующий шаг в стратегической программе развити€ российского бобсле€ — строительство высококачественной санно-бобслейной трассы на собственной территории.

ќт ћелеуза до —очи

¬ообще-то, экспериментальна€ бобслейна€ трасса по€вилась в ———– еще в 1981 г. в Ѕашкирии, под городом ћелеузом на горе “уганак, где достаточно успешно развивалс€ санный спорт. »менно здесь состо€лись первые всесоюзные соревновани€ и тренировки национальной сборной. ќднако построенна€ отечественными специалистами наобум, эта трасса не выдерживала никакой критики — была опасной, неровной, с большими перепадами скоростей. ѕервый опыт строительства насто€щей бобслейной трассы наши специалисты получили в —игулде — ее строили югославы по немецкому проекту. ¬ течение непростых 1990-х гг. в –оссии о подобных проектах не задумывались. “расса дл€ бобсле€ и скелетона — удовольствие очень дорогое. Ћед€ной желоб длиной 1,5-2 км на всем прот€жении должен быть оснащен мощными трубами-холодильниками, способными поддерживать минусовую температуру хот€ бы п€ть мес€цев в году.   тому же если делать трассу не саму по себе, а, как это прин€то в √ермании или »талии, в составе комплекса спортивных, развлекательных и туристических сооружений, цена будет еще более существенной — не менее$20 млн. ’от€ при правильном подходе и такое сооружение могло бы приносить прибыль.

“ак, этапы  убка мира, которые ћеждународна€ федераци€ бобсле€ в качестве поддержки с удовольствием отдает новопостроенным трассам, собирают в ≈вропе по 50 тыс. зрителей.  атание туристов на бобах — очень прибыльный бизнес, зарабатывать на котором не стесн€етс€ даже такой великий чемпион, как немец јндре Ћанге. ѕрокатитьс€ с ним в качестве боб-таксиста стоит 200 евро — и от желающих нет отбо€. ¬ –оссии толпы поклонников вполне способен привлекать легендарный јлександр «убков, с которым св€заны все успехи современного отечественного бобсле€… ѕредвестником новой эры в его развитии обещает стать суперсовременна€ трасса в ѕарамоново, открыта€ весной 2008 г. президентом ƒмитрием ћедведевым и стоивша€$45 млн. “расса спроектирована и создана на основе исключительно российских технологий и предпри€тий. «десь используютс€ экологически чистые нанотехнологии в намораживании льда, четко отработана система электронного хронометража. Ёлектронна€ начинка позвол€ет мгновенно и с высокой точностью фиксировать промежуточные результаты на отсечках, в режиме реального времени подводить итоги по сумме попыток, выводить четкую «картинку» на огромное табло и т.д. ”никальна€ схема была разработана российским специалистом јлексеем ѕивоваровым и зарекомендовала себ€ столь надежно, что полностью отпала необходимость обращатьс€ к timing-системам италь€нцев и швейцарцев. ≈ще большее впечатление на мировую боб-слейную общественность должна была произвести трасса в —очи. ѕредполагалось, что комплекс в «–жаной пол€не» станет самым длинным и самым быстрым в истории мирового бобсле€ — скорость боба на отдельных участках двухкилометрового желоба могла зашкаливать за 170 км/ч. ќднако этим планам не суждено было сбытьс€ после ужасного происшестви€ в ¬анкувере — грузинский саночник Ќодар  умариташвили погиб в результате аварии на трассе в ”истлере за несколько часов до открыти€ зимней ќлим-пиады-2010. ¬о врем€ тренировочного заезда он не справилс€ с управлением саней на скорости около 145 км/ч и сильно ударилс€ о металлический ограничитель. ќфициальное расследование обсто€тельств гибели показало, что 21-летний спортсмен стал жертвой собственной ошибки, потер€в управление в одном из самых скоростных виражей трассы. ¬скоре после трагедии эксперты заговорили о том, что новые санно-бобслейные трассы станов€тс€ все более скоростными и это угрожает здоровью спортсменов. ѕо словам главного архитектора √  «ќлимпстрой» ќлега ’арченко, проектировщики сочинской трассы учли рекомендации ћќ  по безопасности. ѕривлечены ведущие зарубежные специалисты, за плечами которых опыт подготовки проектов трасс в “урине и ¬анкувере. Ќесмотр€ на то, что обща€ скорость сочинской трассы была значительно снижена, количество контруклонов делает ее крайне непредсказуемой и за счет этого одной из самых интересных трасс мира. “ак что олимпийский турнир 2014 г. готовит немало острых ощущений и участникам, и зрител€м.

 рупнейшие санно-бобслейные трассы мира

 ёнигсзее (√ермани€)

 Ёта трасса примыкает к северной оконечности озера  ёнигсзее в √ермании и €вл€етс€ первой в мире посто€нной санно-бобслейной трассой с искусственным охлаждением. ¬ 1967 г. на естественной трассе под  ёнигсзее прошли соревновани€ чемпионата ≈вропы по санному спорту. „ерез некоторое врем€ на этом месте было решено соорудить посто€нную железобетонную конструкцию, дл€ которой предусмотрено искусственное охлаждение. “расса, первоначально дл€ санного спуска, была построена в 1968 г. ѕервые международные соревновани€ — чемпионат мира по санному спорту — состо€лись через год после ее открыти€. ¬ декабре 1977 г. здесь прошли первые заезды  убка мира по санному спорту, в 1970 х гг. начались заезды в сост€зани€х по бобслею, а в 1979 г. состо€лс€ чемпионат мира по бобслею. ¬ конце 1980-х гг. добавились соревновани€ по скелетону. ¬ 1990 г. на трассе прошли соревновани€ чемпионата мира по скелетону. “расса под  ёнигсзее была включена в перечень спортивных сооружений в за€вке австрийского «альцбурга на проведение зимних ќлимпийских »гр-2014. ¬ окт€бре 2008 г. было объ€влено о предсто€щей реконструкции трассы в период 2010-2016 гг. Ёто св€зано с включением трассы в за€вку теперь уже немецкого ћюнхена на проведение зимних ќлимпийских »гр-2018.

Ћейк ѕлэсид (—Ўј)

ќлимпийска€ санно-бобслейна€ трасса была открыта в 1997 г., а сооружение всего св€занного с ней комплекса завершилось осенью 2000 г. ¬ сезоне-2000/2001 трасса прин€ла семь этапов различных  убков мира, после которых о ней заговорили как об одной из наиболее скоростных, если вообще не о быстрейшей в мире. ќбща€ прот€женность трассы — 1335 м, перепад высот — 117 м. ќна насчитывает 15 виражей на бобслейной дистанции и 17 — на санной. «а соревновани€ми могут одновременно следить до 12,5 тыс. человек, дл€ которых устроены площадки и мостики по всей дистанции. ѕо соседству с санно-бобслейной частью Utah Olympic Park расположены олимпийские трамплины  -120 и  -90. Ёто самые высокогорные трамплины в мире: стартова€ площадка  -120 находитс€ на высоте 2233 м над уровнем мор€. ќба были сданы в эксплуатацию осенью 2000 г. и в сезоне-2000/2001 прин€ли два  убка мира, ставшие репетици€ми будущих олимпийских стартов.

—анкт-ћориц (Ўвейцари€)

≈динственна€ в мире трасса дл€ бобсле€ с естественным ледовым покрытием длиной 1612 м (—анкт-ћориц — —елерина). ћесто проведени€ национальных и международных соревнований,  убка мира по бобслею. —корость спуска — 150 км/ч. Ќад стартом бобслейной трассы находитс€ камень друидов, напоминающий о первых обитател€х этих мест — кельтских племенах, живших здесь в первом тыс€челетии до н.э. Crefta Run — трасса дл€ саночников между —анкт-ћорицем и —е-лериной: длина — 1214 м, перепад высот — 157 м. ќлимпийский камень неподалеку от трассы заложен в пам€ть о проходивших здесь зимних ќлимпийских играх в 1928 г. и 1948 г.

—игулда (Ћатви€)

—анно-бобслейна€ трасса построена в 1986 г. и предусмотрена как дл€ бобсле€, так и дл€ санного спорта. ƒл€ создани€ сложных виражей, необходимых саночникам, трасса изначально не предназначена дл€ бобслейных экипажей-четверок, требующих более широких виражей. —игулдска€ трасса — единственна€ подобного рода в ¬осточной ≈вропе. ќбща€ длина трассы (с тормозным путем) — 1420 м, состоит из 16 виражей. ƒлина трассы дл€ мужского старта — 1200 м, дл€ женского — 1000 м. ѕерепад высот на трассе от мужского старта до финиша составл€ет 121 м. ¬ысота эстакады мужского старта — 19 м. ћаксимальный уклон трассы — 15%, максимальна€ скорость на трассе — 125 км/ч.

јльтенберг (√ермани€)

ќдна из самых крутых и сложных трасс в мире. —ложной она считаетс€ потому, что здесь чередуютс€ длинные спуски и очень крутые виражи. ѕрофессионалы говор€т, что именно на этой трассе крайне велик риск «упасть на голову», то есть вылететь с трассы. „тобы добитьс€ такого эффекта, трассу в јльтенберге перестраивали семь раз, а общий перепад высот увеличили до 500 метров!

Ѕыстрый лед собирает кровавую жатву

1950 г.

Ќасто€ща€ кровава€ драма разыгралась на трассе в Ўамони. —пускавшийс€ на большой скорости боб перевернулс€ и врезалс€ в плохо закрепленный борт желоба. ќба пилота погибли. “ем не менее заезды в этот день продолжились! ¬ результате через некоторое врем€ один из спортсменов выпал из саней и сломал себе шейные позвонки. “олько после этого организаторы прекратили соревновани€.

2004 г.

Ќемецка€ бобслеистка »вонн ÷ернота погибла 12 марта 2004 г. в результате аварии на трассе в  ёнигсзее. —портивный боб, в котором она совершала тренировочный спуск, перевернулс€, ударилс€ об стену желоба и вылетел с трассы. —портсменка скончалась в медицинском вертолете по пути в госпиталь. ≈е напарник в заезде —тефан √ранди получил перелом руки.

2009 г.

23 но€бр€ 2009 г. во врем€ тренировочных заездов на санно-бобслейной трассе в  ёнигсзее российский женский экипаж-двойка в составе Ќадежды ‘илиной и »рины —кворцовой из-за ошибки судьи выехал на трассу на красный свет. Ѕоб перевернулс€, и в него на полной скорости врезалс€ стартовавший из других ворот российский мужской экипаж (≈вгений ѕашков и јндрей ћатюшко). —кворцова получила т€желейшие травмы, перенесла р€д сложнейших операций в одной из клиник ћюнхена. ќстальные спортсмены отделались более легкими травмами и через некоторое врем€ смогли вернутьс€ к соревновани€м.

2010 г.

—трашное событие случилось за несколько часов до начала официальной церемонии открыти€ зимних »гр-2010. ¬ горном кластере ”истлер, в 120 км от ¬анкувера, проходили тренировочные заезды саночников. √рузинский спортсмен Ќодар  умариташвили очень быстро прошел всю дистанцию и уже на финишном, 16-м повороте, набрав огромную скорость, потер€л управление и врезалс€ в бетонное заграждение. ѕо некоторым данным, его скорость в момент катастрофы приближалась к 150 км/ч.


јвтор: —ергей —емЄнов