Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Почему ваша компания размещается в «Вестнике Олимпиады»? (4053)
Полный привод (3811)
Сергей Деркунов  
Если есть на свете рай (3207)
Никита Логвинов  
«Мы заворожены!» (3362)
Финишная прямая (3311)
Кирилл Власенко  
Renault Trucks: стратегически важный Юг (3404)
Олимпийские проекты — в жизнь (3275)
Компания «АйСиэС» (ICS) приступает к реализации проектов по созданию инфотелекоммуникационной инфраструктуры для объектов в Сочи.   
Если в одном месте убудет (3592)
Сергей Деркунов  
Социальный оазис (3362)
Способность побеждать (3123)
Потолки Armstrong для спортивных сооружений: красота, комфорт и безопасность (3862)
Кубанский Баден-Баден (3442)
Олимпийский «Терем» (3268)
Вторая жизнь (5509)
Сергей Семенов, Константин Кухаренко  
БОЛАРС. Лучшее — для олимпийской стройки (3272)
Безотходное производство (4777)
Сергей Семёнов  
«Сочи сегодня — центр экостроительства» (3946)
«Олимпиада введет моду на зеленое строительство в России» (3439)
Сергей Семенов  
Что-то сани мне попались привередливые (3688)
Никита Логвинов  

Мы наш, мы новый боб построим

№ 11-12 (2011)
Количество просмотров: 6647
Версия для печати


Развитие бобслея в России зависит от появления новых трасс и внедрения высоких технологий.

Бобслей — спуск двух- и четырехместных саней по ледяному желобу — традиционно считается одним из самых зрелищных зимних видов спорта. «Зимняя «Формула 1», как называют его болельщики и специалисты, привлекает космическими скоростями, напряженной борьбой и экстримом, неизменно сопровождающимся тяжелыми травмами и даже смертью спортсменов.

Спорт богатеев-экстремалов

 Бобслей как вид спорта зародился в Швейцарии в конце XIX века, когда на одном из самых знаменитых альпийских курортов Санкт-Мориц английские туристы для большего экстрима скрепили пару обычных саней и начали кататься на них по два, три и четыре человека. Новый вид отдыха быстро прижился — пресыщенных развлечениями богатых европейцев не останавливало даже то, что многоместные сани, менее управляемые и более тяжелые, часто переворачивались, нанося пассажирам достаточно серьезные травмы. В 1887 г. в том же Санкт-Морице был основан первый бобслейный клуб и разработаны правила соревнований. В них на санях с рулевым управлением могли участвовать мужчины и женщины в количестве до восьми человек. Требовалось как можно скорее спуститься с горы и опередить соперников на контрольной засечке. С начала XX века в бобслейное движение включаются Австрия и Германия. В 1904 г. впервые сконструированы особые сани для бобслея — боб.

Долгое время бобслей оставался видом спорта для очень состоятельных людей. Хорошие сани стоили едва ли не дороже автомобиля, при этом хрупкость и несовершенство конструкции делали их вещью крайне недолговечной. Соответственно, первые бобслеисты были одновременно и спонсорами, и капитанами команд. Обычно молодые обеспеченные люди просто покупали или арендовали боб и, съехав на нем пару раз в качестве вторых пилотов и поняв принцип управления, сами становились пилотами и собирали себе команду. Все изменилось в 1923 г., когда бобслей был официально признан профессиональным видом спорта, образовалась Международная федерация бобслея и тоббогана. Уже через год состоялся олимпийский дебют бобслея — в Шамони прошли соревнования бобов-четверок у мужчин (женщинам к тому времени запрещалось заниматься этим видом спорта ввиду его крайней опасности).

Современные черты бобслей стал принимать в 1950-х гг. Спортсмены начали не просто съезжать с горы — большое внимание они теперь уделяли разгону бобов. Для этого в команды приглашали легкоатлетов, гимнастов, футболистов. Бобслей пришлось покинуть толстякам, которые лишь благодаря своей массе придавали саням значительное ускорение, однако были бесполезны там, где требовались сила и скорость. Тогда же началось повсеместное строительство искусственных трасс для бобслея — уже со специальными эстакадами для разгона.

Латышские застрельщики

Отечественное спортивное руководство долгое время бобслей игнорировало, считая его «буржуазной забавой, не несущей обществу никакой пользы». В справочнике «Все о спорте», выпущенном в 1978 г., черным по белому написано: «В СССР бобслей не культивируется». Однако активное распространение этого вида спорта и интерес, который он вызывал в ходе олимпийских соревнований, делали свое дело. В конце 1970-х гг. Спорткомитет Советского Союза волевым решением начал формировать сборную. Первыми энтузиастами стали бывшие саночники из Латвии во главе с капитаном Роландом Упатниексом, занимавшимся также гонками и водно-моторным спортом. Он собрал команду талантливых спринтеров, многоборцев, бегунов-барьеристов, и в 1980 г. она приступила к тренировкам. Одновременно в Сигулде заканчивалось строительство современной бобслейной трассы. Покупать для советских спортсменов дорогостоящую импортную технику никто не думал. Им нашли куратора — Рижский автомобильный завод, который, по задумке чиновников, должен был взять на себя ответственную миссию создания первого отечественного боба.

Сформированный при заводе специальный отдел трудился круглые сутки и уже через год представил образец, признанный экспертами новаторским и одним из самых перспективных в техническом плане.

Отличились и наши бобслеисты. Они первыми стали делать акцент на разгон, запрыгивая в боб непосредственно перед спуском. Это было крайне опасно, поскольку боб успевал набрать приличную скорость, но и крайне выигрышно. На разгоне таким образом достигалось преимущество в одну десятую секунды, в середине дистанции она превращалась в три, а на финише — в 5-6 десятых секунды, что по тем временам было целой пропастью. Выиграть, правда, нашим тогда не удалось. Экипаж боба-двойки в составе Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова стал третьим, но мощь зарождающейся советской школы бобслейное сообщество почувствовать смогло. Уже через четыре года в Калгари уникальная советская машина примчала к финишу первой нашу двойку (Янис Кипурс и Владимир Козлов) и третьей — четверку (Янис Кипурс, Гунтис Осис, Юрис Тоне и Владимир Козлов). Перестройка и развал СССР роковым образом сказались на отечественном бобслее. Материально-техническая база осталась в независимой Латвии, большинство спортсменов международного уровня — там же. Россияне на несколько лет выпали из обоймы мировых держав бобслея. Восстали из пепла они в 2004 г., после того, как новый глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов щедро выделил из бюджета несколько сот тысяч евро на закупку достойной гоночной техники и длительные загранкомандировки, а также на перекупку знаменитых братьев Зингер. Российский ренессанс оказался весьма неприятной неожиданностью для заслуженных грандов мирового бобслея — немцев, швейцарцев, канадцев и итальянцев. Замаячившая на горизонте перспектива длительного сосуществования на медальном пьедестале с новыми выскочками быстро отучила их от правил хорошего тона, и более чем либеральная еще недавно процедура получения доступа к современным тренировочным базам и трассам для наших гонщиков существенно ужесточилась. Поэтому очевидный следующий шаг в стратегической программе развития российского бобслея — строительство высококачественной санно-бобслейной трассы на собственной территории.

От Мелеуза до Сочи

Вообще-то, экспериментальная бобслейная трасса появилась в СССР еще в 1981 г. в Башкирии, под городом Мелеузом на горе Туганак, где достаточно успешно развивался санный спорт. Именно здесь состоялись первые всесоюзные соревнования и тренировки национальной сборной. Однако построенная отечественными специалистами наобум, эта трасса не выдерживала никакой критики — была опасной, неровной, с большими перепадами скоростей. Первый опыт строительства настоящей бобслейной трассы наши специалисты получили в Сигулде — ее строили югославы по немецкому проекту. В течение непростых 1990-х гг. в России о подобных проектах не задумывались. Трасса для бобслея и скелетона — удовольствие очень дорогое. Ледяной желоб длиной 1,5-2 км на всем протяжении должен быть оснащен мощными трубами-холодильниками, способными поддерживать минусовую температуру хотя бы пять месяцев в году. К тому же если делать трассу не саму по себе, а, как это принято в Германии или Италии, в составе комплекса спортивных, развлекательных и туристических сооружений, цена будет еще более существенной — не менее$20 млн. Хотя при правильном подходе и такое сооружение могло бы приносить прибыль.

Так, этапы Кубка мира, которые Международная федерация бобслея в качестве поддержки с удовольствием отдает новопостроенным трассам, собирают в Европе по 50 тыс. зрителей. Катание туристов на бобах — очень прибыльный бизнес, зарабатывать на котором не стесняется даже такой великий чемпион, как немец Андре Ланге. Прокатиться с ним в качестве боб-таксиста стоит 200 евро — и от желающих нет отбоя. В России толпы поклонников вполне способен привлекать легендарный Александр Зубков, с которым связаны все успехи современного отечественного бобслея… Предвестником новой эры в его развитии обещает стать суперсовременная трасса в Парамоново, открытая весной 2008 г. президентом Дмитрием Медведевым и стоившая$45 млн. Трасса спроектирована и создана на основе исключительно российских технологий и предприятий. Здесь используются экологически чистые нанотехнологии в намораживании льда, четко отработана система электронного хронометража. Электронная начинка позволяет мгновенно и с высокой точностью фиксировать промежуточные результаты на отсечках, в режиме реального времени подводить итоги по сумме попыток, выводить четкую «картинку» на огромное табло и т.д. Уникальная схема была разработана российским специалистом Алексеем Пивоваровым и зарекомендовала себя столь надежно, что полностью отпала необходимость обращаться к timing-системам итальянцев и швейцарцев. Еще большее впечатление на мировую боб-слейную общественность должна была произвести трасса в Сочи. Предполагалось, что комплекс в «Ржаной поляне» станет самым длинным и самым быстрым в истории мирового бобслея — скорость боба на отдельных участках двухкилометрового желоба могла зашкаливать за 170 км/ч. Однако этим планам не суждено было сбыться после ужасного происшествия в Ванкувере — грузинский саночник Нодар Кумариташвили погиб в результате аварии на трассе в Уистлере за несколько часов до открытия зимней Олим-пиады-2010. Во время тренировочного заезда он не справился с управлением саней на скорости около 145 км/ч и сильно ударился о металлический ограничитель. Официальное расследование обстоятельств гибели показало, что 21-летний спортсмен стал жертвой собственной ошибки, потеряв управление в одном из самых скоростных виражей трассы. Вскоре после трагедии эксперты заговорили о том, что новые санно-бобслейные трассы становятся все более скоростными и это угрожает здоровью спортсменов. По словам главного архитектора ГК «Олимпстрой» Олега Харченко, проектировщики сочинской трассы учли рекомендации МОК по безопасности. Привлечены ведущие зарубежные специалисты, за плечами которых опыт подготовки проектов трасс в Турине и Ванкувере. Несмотря на то, что общая скорость сочинской трассы была значительно снижена, количество контруклонов делает ее крайне непредсказуемой и за счет этого одной из самых интересных трасс мира. Так что олимпийский турнир 2014 г. готовит немало острых ощущений и участникам, и зрителям.

Крупнейшие санно-бобслейные трассы мира

Кёнигсзее (Германия)

 Эта трасса примыкает к северной оконечности озера Кёнигсзее в Германии и является первой в мире постоянной санно-бобслейной трассой с искусственным охлаждением. В 1967 г. на естественной трассе под Кёнигсзее прошли соревнования чемпионата Европы по санному спорту. Через некоторое время на этом месте было решено соорудить постоянную железобетонную конструкцию, для которой предусмотрено искусственное охлаждение. Трасса, первоначально для санного спуска, была построена в 1968 г. Первые международные соревнования — чемпионат мира по санному спорту — состоялись через год после ее открытия. В декабре 1977 г. здесь прошли первые заезды Кубка мира по санному спорту, в 1970 х гг. начались заезды в состязаниях по бобслею, а в 1979 г. состоялся чемпионат мира по бобслею. В конце 1980-х гг. добавились соревнования по скелетону. В 1990 г. на трассе прошли соревнования чемпионата мира по скелетону. Трасса под Кёнигсзее была включена в перечень спортивных сооружений в заявке австрийского Зальцбурга на проведение зимних Олимпийских Игр-2014. В октябре 2008 г. было объявлено о предстоящей реконструкции трассы в период 2010-2016 гг. Это связано с включением трассы в заявку теперь уже немецкого Мюнхена на проведение зимних Олимпийских Игр-2018.

Лейк Плэсид (США)

Олимпийская санно-бобслейная трасса была открыта в 1997 г., а сооружение всего связанного с ней комплекса завершилось осенью 2000 г. В сезоне-2000/2001 трасса приняла семь этапов различных Кубков мира, после которых о ней заговорили как об одной из наиболее скоростных, если вообще не о быстрейшей в мире. Общая протяженность трассы — 1335 м, перепад высот — 117 м. Она насчитывает 15 виражей на бобслейной дистанции и 17 — на санной. За соревнованиями могут одновременно следить до 12,5 тыс. человек, для которых устроены площадки и мостики по всей дистанции. По соседству с санно-бобслейной частью Utah Olympic Park расположены олимпийские трамплины К-120 и К-90. Это самые высокогорные трамплины в мире: стартовая площадка К-120 находится на высоте 2233 м над уровнем моря. Оба были сданы в эксплуатацию осенью 2000 г. и в сезоне-2000/2001 приняли два Кубка мира, ставшие репетициями будущих олимпийских стартов.

Санкт-Мориц (Швейцария)

Единственная в мире трасса для бобслея с естественным ледовым покрытием длиной 1612 м (Санкт-Мориц — Селерина). Место проведения национальных и международных соревнований, Кубка мира по бобслею. Скорость спуска — 150 км/ч. Над стартом бобслейной трассы находится камень друидов, напоминающий о первых обитателях этих мест — кельтских племенах, живших здесь в первом тысячелетии до н.э. Crefta Run — трасса для саночников между Санкт-Морицем и Се-лериной: длина — 1214 м, перепад высот — 157 м. Олимпийский камень неподалеку от трассы заложен в память о проходивших здесь зимних Олимпийских играх в 1928 г. и 1948 г.

Сигулда (Латвия)

Санно-бобслейная трасса построена в 1986 г. и предусмотрена как для бобслея, так и для санного спорта. Для создания сложных виражей, необходимых саночникам, трасса изначально не предназначена для бобслейных экипажей-четверок, требующих более широких виражей. Сигулдская трасса — единственная подобного рода в Восточной Европе. Общая длина трассы (с тормозным путем) — 1420 м, состоит из 16 виражей. Длина трассы для мужского старта — 1200 м, для женского — 1000 м. Перепад высот на трассе от мужского старта до финиша составляет 121 м. Высота эстакады мужского старта — 19 м. Максимальный уклон трассы — 15%, максимальная скорость на трассе — 125 км/ч.

Альтенберг (Германия)

Одна из самых крутых и сложных трасс в мире. Сложной она считается потому, что здесь чередуются длинные спуски и очень крутые виражи. Профессионалы говорят, что именно на этой трассе крайне велик риск «упасть на голову», то есть вылететь с трассы. Чтобы добиться такого эффекта, трассу в Альтенберге перестраивали семь раз, а общий перепад высот увеличили до 500 метров!

Быстрый лед собирает кровавую жатву

1950 г.

Настоящая кровавая драма разыгралась на трассе в Шамони. Спускавшийся на большой скорости боб перевернулся и врезался в плохо закрепленный борт желоба. Оба пилота погибли. Тем не менее заезды в этот день продолжились! В результате через некоторое время один из спортсменов выпал из саней и сломал себе шейные позвонки. Только после этого организаторы прекратили соревнования.

2004 г.

Немецкая бобслеистка Ивонн Цернота погибла 12 марта 2004 г. в результате аварии на трассе в Кёнигсзее. Спортивный боб, в котором она совершала тренировочный спуск, перевернулся, ударился об стену желоба и вылетел с трассы. Спортсменка скончалась в медицинском вертолете по пути в госпиталь. Ее напарник в заезде Стефан Гранди получил перелом руки.

2009 г.

23 ноября 2009 г. во время тренировочных заездов на санно-бобслейной трассе в Кёнигсзее российский женский экипаж-двойка в составе Надежды Филиной и Ирины Скворцовой из-за ошибки судьи выехал на трассу на красный свет. Боб перевернулся, и в него на полной скорости врезался стартовавший из других ворот российский мужской экипаж (Евгений Пашков и Андрей Матюшко). Скворцова получила тяжелейшие травмы, перенесла ряд сложнейших операций в одной из клиник Мюнхена. Остальные спортсмены отделались более легкими травмами и через некоторое время смогли вернуться к соревнованиям.

2010 г.

Страшное событие случилось за несколько часов до начала официальной церемонии открытия зимних Игр-2010. В горном кластере Уистлер, в 120 км от Ванкувера, проходили тренировочные заезды саночников. Грузинский спортсмен Нодар Кумариташвили очень быстро прошел всю дистанцию и уже на финишном, 16-м повороте, набрав огромную скорость, потерял управление и врезался в бетонное заграждение. По некоторым данным, его скорость в момент катастрофы приближалась к 150 км/ч.


Автор: Сергей Семёнов