Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Почему ваша компания размещается в «Вестнике Олимпиады»? (4151)
Полный привод (3910)
Сергей Деркунов  
Если есть на свете рай (3310)
Никита Логвинов  
«Мы заворожены!» (3446)
Финишная прямая (3409)
Кирилл Власенко  
Renault Trucks: стратегически важный Юг (3503)
Олимпийские проекты — в жизнь (3371)
Компания «АйСиэС» (ICS) приступает к реализации проектов по созданию инфотелекоммуникационной инфраструктуры для объектов в Сочи.   
Если в одном месте убудет (3677)
Сергей Деркунов  
Социальный оазис (3471)
Способность побеждать (3224)
Потолки Armstrong для спортивных сооружений: красота, комфорт и безопасность (3980)
Кубанский Баден-Баден (3546)
Олимпийский «Терем» (3365)
Вторая жизнь (5621)
Сергей Семенов, Константин Кухаренко  
БОЛАРС. Лучшее — для олимпийской стройки (3379)
Безотходное производство (4876)
Сергей Семёнов  
«Сочи сегодня — центр экостроительства» (4065)
«Олимпиада введет моду на зеленое строительство в России» (3537)
Сергей Семенов  
Мы наш, мы новый боб построим (6847)
Сергей Семёнов  

Что-то сани мне попались привередливые

№ 11-12 (2011)
Количество просмотров: 3792
Версия для печати


Санно-бобслейная трасса — единственный олимпийский объект в Сочи, который изначально выбивался из общего графика строительства. Но благодаря твердой политической воле высокопоставленных кураторов теперь он может попасть в Книгу рекордов Гиннесса за беспрецедентно короткие сроки сдачи в эксплуатацию.

В середине июня 2011 года началось бетонирование желоба санно-бобслейной трассы — одного из ключевых объектов XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, рассчитанного на 11 тыс. зрителей. Бетонирование производится одновременно на нескольких участках общей протяженностью 500 метров, длина первого — 72 метра. По свидетельству начальника участка ГК «Олимпстрой» Айрата Гималтдинова, технология сооружения желоба сложная, поэтому осуществляется в несколько этапов. «На первом этапе в основание железобетонной балки укладывается магистральный трубопровод, по которому к желобу будет подаваться хладагент, — комментирует Гималтдинов. — Затем вдоль трассы устанавливаются шаблоны (направляющие), которые задают форму желоба. Далее монтируются трубопроводы-испарители, проходящие внутри бетонного желоба по всей его длине. После чего строители приступают к армированию конструкции, установке опалубки и непосредственно к бетонированию».

Бетонирование желоба производится методом торкретирования. При этой работе раствор и бетонная смесь разбрызгиваются при помощи специальной цемент-пушки. Смесь наносится послойно под давлением в 5 атмосфер. В результате внутренняя поверхность желоба получается шероховатой — это необходимо для лучшего сцепления льда с бетоном. Вся трасса общей протяженностью 1814 метров будет забетонирована в 32 участка длиной от 32 до 112 метров. Всего для устройства желоба потребуется 1050 куб. метров бетона.

Медленнее априори

Санно-бобслейная трасса расположится на северном хребте Аибга близ поселка Красная Поляна. Она станет базовым тренировочным объектом для национальных сборных. В теплый период года бетонный желоб трассы может быть использован для спуска на колесных бобах, велосипедах и роликовых коньках. Судьба этого объекта уникальна и драматична. Во-первых, под давлением экологов, поддерживаемых международными организациями, включая МОК, российская сторона вынуждена была сменить место дислокации трассы. Во-вторых, развернулась серьезная дискуссия относительно ее безопасности, спровоцированная трагедией с грузинским саночником Нодаром Кумариташвили, — он погиб в феврале 2010 года во время тренировки в Уистлере, предшествовавшей открытию XXI зимней Олимпиады. Эксперты заявили о том, что уистлерская трасса неоправданно быстрая, поэтому для Сочи должна быть построена менее скоростная…

Между тем хозяева XXII зимней Олимпиады эти требования отвергли. «Перепроектирования санно-бобслейной трассы в Сочи не будет, — заявил главный архитектор ГК «Олимпстрой» Олег Харченко в апреле 2010 года. — Проект уже выполнен, в ближайшее время выйдет из экспертизы, и начнется строительство. Наша трасса медленнее априори». В самом деле, расчетная максимальная скорость сочинской трассы составляет для саней 134,8 км/ч, для скелетона — 127,4 км/ч, для бобов — 138,5 км/ч. Для сравнения: в Уистлере — 153,7 км/ч, 144,14 км/ч и 153,3 км/ч соответственно. Сочинская трасса проектировалась как первая в мире трасса, имеющая три контруклона. Их наличие объясняется параметрами выбранной площадки. «Первый раз за всю историю Международная федерация разрешила нам сделать на прямых контруклоны, чтобы максимальная скорость на участках не превышала 135 км/ч, — комментировал вице-президент Федерации бобслея Москвы Владимир Козлов в ноябре 2010 года. — Ограничение скорости — один из моментов, обеспечивающих безопасность на трассе. Это отражено в проекте, и он уже прошел экспертизу». По замечанию Олега Харченко, проектировщики уистлерской и сочинской трасс — «одни и те же»: «Они извлекли определенные уроки из трагедии в Канаде и попытались сделать нашу трассу максимально безопасной». Проектированием санно-бобслейной трассы для XXII Белой Олимпиады занималась строительная компания «Стройпрофи». Для минимизации рисков ее руководство привлекло к работе зарубежных специалистов — канадскую фирму Integrated Sport Concept ltd и немецкое проектное бюро Удо Гургеля, имеющих опыт проектирования большинства современных олимпийских санно-бобслейных трасс, включая Турин и Ванкувер. «Канадец Терри Гудзовский, который является, по существу, главным в мире специалистом по проектированию санно-бобслейных трасс, уверен, что сочинская будет безопасной и соответствовать всем предъявляемым стандартам», — заверил главный архитектор «Олимпстроя». Как отмечают специалисты госкорпорации, трасса в Сочи максимально повторяет существующий рельеф местности. Ее высшая точка расположится на отметке 836 метров над уровнем моря, низшая — на отметке 704 метра. Желоб санно-бобслейной трассы представляет собой монолитную железобетонную конструкцию перевернутой П-образной формы с толщиной стенок 15 см. Намораживание льда и формирование ледовой поверхности трека будет происходить за счет аммиачного центра — важнейшего технологического объекта трассы. Желоб для спуска запроектирован как объединенный трек для бобслея, скелетона и саней в строгом соответствии с требованиями международных и национальных правил по бобслею и санному спорту. Для проведения соревнований по разным видам спорта предусмотрены пять стартовых зон со зданиями хранения бобов и саней.

Великолепный профиль

Отбор на право проведения подготовительных работ для строительства санно-бобслейной трассы выиграло ООО «НПО «Мостовик» из Омска. В конкурсе участвовали еще шесть компаний из Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Махачкалы и Омска, но они оказались менее конкурентоспособными. «Олимпстрой» установил максимальную цену подряда в 105,8 млн рублей, «Мостовик» предложил 90 млн. «Экономия государственных средств, предусмотренных на строительство объекта, составила 14,38%», — довольны в госкорпорации. В конце апреля 2010 года омичи вышли на площадку, взяв на себя охранно-спасательные археологические мероприятия, очистку территории от леса, земляные работы, а также разработку документации на селепропуск. В ноябре 2010-го площадка была готова к тому, чтобы принять строителей. Те приступили к сооружению фундамента, представляющего собой монолитную железобетонную балку U-образной формы. К концу месяца была забетонирована первая захватка протяженностью 32 метра…

«Этот объект очень важный для нас, — не раз повторял вице-премьер Дмитрий Козак. — При заблаговременном создании тренировочной базы наша сборная могла бы надеяться на соответствующий результат». «Могла бы» — потому что санно-бобслейная трасса оказалась единственным из олимпийских объектов, запланированных к вводу в эксплуатацию в начале 2011-го — середине 2012 года, который выбивался из общего графика строительства. По версии Козака, «в зону риска» трасса попала из-за того, что «мы начали выдвигать свои, доморощенные, идеи по поводу строительства трассы». «Несколько месяцев потеряли, хотя могли бы иметь трассу в начале 2012-го и захватить весенний период этого года, — сокрушался чиновник. — Возникли дискуссии вплоть до того, какие компании должны участвовать в строительстве этого объекта, с применением каких технологий и т.д.». На заседании межведомственной комиссии по подготовке к Олимпиаде, состоявшемся в марте 2010 года, Дмитрий Козак заявил, что санно-бобслейная трасса будет сдана только к концу 2012 года. Однако прошел всего месяц, и он назвал уже другой срок — март 2012-го. Остается только догадываться, какой ценой удалось «войти в график», но от пессимизма вице-премьера не осталось и следа. «В марте 2012 года мы завершим строительство, чтобы уже летом этого же года провести тестовые соревнования, а в октябре — полноценные состязания», — анонсировал он. Похоже, к тому все и идет. Как заверили в ГК «Олимпстрой», в октябре 2011 года будут полностью окончены работы по возведению желоба трассы. В конце 2011-го планируется наморозка льда, а уже в феврале 2012-го на новой трассе пройдут первые тестовые заезды.

Посетив в очередной раз трассу в июле, Дмитрий Козак заявил, что она достойна Книги рекордов Гиннесса. «За такие короткие сроки с соблюдением всех условий качества санно-бобслейные трассы не строились нигде в мире», — подчеркнул вице-премьер. Уверенности ему прибавила оценка, данная объекту комиссией из числа представителей международных и российских федераций по бобслею, скелетону и санному спорту. Во время посещения Сочи они изучили срез тестовой части трассы и остались очень довольны. «Наша оценка — «отлично», — сообщил представитель Международной федерации санного спорта Маркус Ашауэр.

Но главное — довольны сами спортсмены. «У сочинской трассы — великолепный профиль, он мне очень понравился», — признался серебряный призер Турина и бронзовый призер Ванкувера бобслеист Алексей Воевода. Вице-президент Федерации бобслея России Петрос Гаспарян считает, что наша сборная может получить преимущество перед конкурентами, если продлить период сезонного использования сочинской трассы при помощи технических приспособлений. «На трассе планируется оборудовать два охлаждающих агрегата — этого недостаточно. Надо делить ее на секторы и применять как минимум три агрегата, а желательно еще больше», — призвал Гаспарян.

По его мнению, если увеличить количество охлаждающих агрегатов и соорудить отводной участок (эстакаду), то за счет поддержания оптимального температурного режима период использования трассы, находящейся в районе Красной Поляны, можно продлить на два месяца. Перепад высот на трассе достигает 700 метров, и поддерживать ее в рабочем состоянии круглый год невозможно из-за местного климата. «Можно также использовать специальные тенты из оргстекла для сохранения на трассе оптимальной температуры, — добавил Владимир Козлов. — Продление срока ее эксплуатации крайне важно для качественной подготовки сборной. Если начинать тренировки с 1 октября, то этот месяц нам даст примерно 300 дополнительных спусков при подготовке к Олимпиаде. Это большое преимущество перед командами, которые начнут тренироваться с ноября».


Автор: Никита Логвинов