–усска€ верси€
–”—
English version
ENG
ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ѕочему ваша компани€ размещаетс€ в Ђ¬естнике ќлимпиадыї? (3880)
ѕолный привод (3669)
—ергей ƒеркунов  
≈сли есть на свете рай (3066)
Ќикита Ћогвинов  
Ђћы заворожены!ї (3224)
‘инишна€ пр€ма€ (3165)
 ирилл ¬ласенко  
Renault Trucks: стратегически важный ёг (3218)
ќлимпийские проекты Ч в жизнь (3120)
 омпани€ Ђјй—иэ—ї (ICS) приступает к реализации проектов по созданию инфотелекоммуникационной инфраструктуры дл€ объектов в —очи.   
≈сли в одном месте убудет (3442)
—ергей ƒеркунов  
—оциальный оазис (3205)
—пособность побеждать (2975)
ѕотолки Armstrong дл€ спортивных сооружений: красота, комфорт и безопасность (3681)
 убанский Ѕаден-Ѕаден (3294)
ќлимпийский Ђ“еремї (3121)
¬тора€ жизнь (5304)
—ергей —еменов,  онстантин  ухаренко  
ЅќЋј–—. Ћучшее Ч дл€ олимпийской стройки (3103)
Ѕезотходное производство (4633)
—ергей —емЄнов  
Ђ—очи сегодн€ Ч центр экостроительстваї (3794)
Ђќлимпиада введет моду на зеленое строительство в –оссииї (3303)
—ергей —еменов  
ћы наш, мы новый боб построим (5985)
—ергей —емЄнов  

„то-то сани мне попались привередливые

є 11-12 (2011)
 оличество просмотров: 3509
¬ерси€ дл€ печати


—анно-бобслейна€ трасса — единственный олимпийский объект в —очи, который изначально выбивалс€ из общего графика строительства. Ќо благодар€ твердой политической воле высокопоставленных кураторов теперь он может попасть в  нигу рекордов √иннесса за беспрецедентно короткие сроки сдачи в эксплуатацию.

¬ середине июн€ 2011 года началось бетонирование желоба санно-бобслейной трассы — одного из ключевых объектов XXII зимних ќлимпийских игр в —очи, рассчитанного на 11 тыс. зрителей. Ѕетонирование производитс€ одновременно на нескольких участках общей прот€женностью 500 метров, длина первого — 72 метра. ѕо свидетельству начальника участка √  «ќлимпстрой» јйрата √ималтдинова, технологи€ сооружени€ желоба сложна€, поэтому осуществл€етс€ в несколько этапов. «Ќа первом этапе в основание железобетонной балки укладываетс€ магистральный трубопровод, по которому к желобу будет подаватьс€ хладагент, — комментирует √ималтдинов. — «атем вдоль трассы устанавливаютс€ шаблоны (направл€ющие), которые задают форму желоба. ƒалее монтируютс€ трубопроводы-испарители, проход€щие внутри бетонного желоба по всей его длине. ѕосле чего строители приступают к армированию конструкции, установке опалубки и непосредственно к бетонированию».

Ѕетонирование желоба производитс€ методом торкретировани€. ѕри этой работе раствор и бетонна€ смесь разбрызгиваютс€ при помощи специальной цемент-пушки. —месь наноситс€ послойно под давлением в 5 атмосфер. ¬ результате внутренн€€ поверхность желоба получаетс€ шероховатой — это необходимо дл€ лучшего сцеплени€ льда с бетоном. ¬с€ трасса общей прот€женностью 1814 метров будет забетонирована в 32 участка длиной от 32 до 112 метров. ¬сего дл€ устройства желоба потребуетс€ 1050 куб. метров бетона.

ћедленнее априори

—анно-бобслейна€ трасса расположитс€ на северном хребте јибга близ поселка  расна€ ѕол€на. ќна станет базовым тренировочным объектом дл€ национальных сборных. ¬ теплый период года бетонный желоб трассы может быть использован дл€ спуска на колесных бобах, велосипедах и роликовых коньках. —удьба этого объекта уникальна и драматична. ¬о-первых, под давлением экологов, поддерживаемых международными организаци€ми, включа€ ћќ , российска€ сторона вынуждена была сменить место дислокации трассы. ¬о-вторых, развернулась серьезна€ дискусси€ относительно ее безопасности, спровоцированна€ трагедией с грузинским саночником Ќодаром  умариташвили, — он погиб в феврале 2010 года во врем€ тренировки в ”истлере, предшествовавшей открытию XXI зимней ќлимпиады. Ёксперты за€вили о том, что уистлерска€ трасса неоправданно быстра€, поэтому дл€ —очи должна быть построена менее скоростна€…

ћежду тем хоз€ева XXII зимней ќлимпиады эти требовани€ отвергли. «ѕерепроектировани€ санно-бобслейной трассы в —очи не будет, — за€вил главный архитектор √  «ќлимпстрой» ќлег ’арченко в апреле 2010 года. — ѕроект уже выполнен, в ближайшее врем€ выйдет из экспертизы, и начнетс€ строительство. Ќаша трасса медленнее априори». ¬ самом деле, расчетна€ максимальна€ скорость сочинской трассы составл€ет дл€ саней 134,8 км/ч, дл€ скелетона — 127,4 км/ч, дл€ бобов — 138,5 км/ч. ƒл€ сравнени€: в ”истлере — 153,7 км/ч, 144,14 км/ч и 153,3 км/ч соответственно. —очинска€ трасса проектировалась как перва€ в мире трасса, имеюща€ три контруклона. »х наличие объ€сн€етс€ параметрами выбранной площадки. «ѕервый раз за всю историю ћеждународна€ федераци€ разрешила нам сделать на пр€мых контруклоны, чтобы максимальна€ скорость на участках не превышала 135 км/ч, — комментировал вице-президент ‘едерации бобсле€ ћосквы ¬ладимир  озлов в но€бре 2010 года. — ќграничение скорости — один из моментов, обеспечивающих безопасность на трассе. Ёто отражено в проекте, и он уже прошел экспертизу». ѕо замечанию ќлега ’арченко, проектировщики уистлерской и сочинской трасс — «одни и те же»: «ќни извлекли определенные уроки из трагедии в  анаде и попытались сделать нашу трассу максимально безопасной». ѕроектированием санно-бобслейной трассы дл€ XXII Ѕелой ќлимпиады занималась строительна€ компани€ «—тройпрофи». ƒл€ минимизации рисков ее руководство привлекло к работе зарубежных специалистов — канадскую фирму Integrated Sport Concept ltd и немецкое проектное бюро ”до √ургел€, имеющих опыт проектировани€ большинства современных олимпийских санно-бобслейных трасс, включа€ “урин и ¬анкувер. « анадец “ерри √удзовский, который €вл€етс€, по существу, главным в мире специалистом по проектированию санно-бобслейных трасс, уверен, что сочинска€ будет безопасной и соответствовать всем предъ€вл€емым стандартам», — заверил главный архитектор «ќлимпстро€».  ак отмечают специалисты госкорпорации, трасса в —очи максимально повтор€ет существующий рельеф местности. ≈е высша€ точка расположитс€ на отметке 836 метров над уровнем мор€, низша€ — на отметке 704 метра. ∆елоб санно-бобслейной трассы представл€ет собой монолитную железобетонную конструкцию перевернутой ѕ-образной формы с толщиной стенок 15 см. Ќамораживание льда и формирование ледовой поверхности трека будет происходить за счет аммиачного центра — важнейшего технологического объекта трассы. ∆елоб дл€ спуска запроектирован как объединенный трек дл€ бобсле€, скелетона и саней в строгом соответствии с требовани€ми международных и национальных правил по бобслею и санному спорту. ƒл€ проведени€ соревнований по разным видам спорта предусмотрены п€ть стартовых зон со здани€ми хранени€ бобов и саней.

¬еликолепный профиль

ќтбор на право проведени€ подготовительных работ дл€ строительства санно-бобслейной трассы выиграло ќќќ «Ќѕќ «ћостовик» из ќмска. ¬ конкурсе участвовали еще шесть компаний из ћосквы,  раснодара, –остова-на-ƒону, ћахачкалы и ќмска, но они оказались менее конкурентоспособными. «ќлимпстрой» установил максимальную цену подр€да в 105,8 млн рублей, «ћостовик» предложил 90 млн. «Ёкономи€ государственных средств, предусмотренных на строительство объекта, составила 14,38%», — довольны в госкорпорации. ¬ конце апрел€ 2010 года омичи вышли на площадку, вз€в на себ€ охранно-спасательные археологические меропри€ти€, очистку территории от леса, земл€ные работы, а также разработку документации на селепропуск. ¬ но€бре 2010-го площадка была готова к тому, чтобы прин€ть строителей. “е приступили к сооружению фундамента, представл€ющего собой монолитную железобетонную балку U-образной формы.   концу мес€ца была забетонирована перва€ захватка прот€женностью 32 метра…

«Ётот объект очень важный дл€ нас, — не раз повтор€л вице-премьер ƒмитрий  озак. — ѕри заблаговременном создании тренировочной базы наша сборна€ могла бы наде€тьс€ на соответствующий результат». «ћогла бы» — потому что санно-бобслейна€ трасса оказалась единственным из олимпийских объектов, запланированных к вводу в эксплуатацию в начале 2011-го — середине 2012 года, который выбивалс€ из общего графика строительства. ѕо версии  озака, «в зону риска» трасса попала из-за того, что «мы начали выдвигать свои, доморощенные, идеи по поводу строительства трассы». «Ќесколько мес€цев потер€ли, хот€ могли бы иметь трассу в начале 2012-го и захватить весенний период этого года, — сокрушалс€ чиновник. — ¬озникли дискуссии вплоть до того, какие компании должны участвовать в строительстве этого объекта, с применением каких технологий и т.д.». Ќа заседании межведомственной комиссии по подготовке к ќлимпиаде, состо€вшемс€ в марте 2010 года, ƒмитрий  озак за€вил, что санно-бобслейна€ трасса будет сдана только к концу 2012 года. ќднако прошел всего мес€ц, и он назвал уже другой срок — март 2012-го. ќстаетс€ только догадыватьс€, какой ценой удалось «войти в график», но от пессимизма вице-премьера не осталось и следа. «¬ марте 2012 года мы завершим строительство, чтобы уже летом этого же года провести тестовые соревновани€, а в окт€бре — полноценные сост€зани€», — анонсировал он. ѕохоже, к тому все и идет.  ак заверили в √  «ќлимпстрой», в окт€бре 2011 года будут полностью окончены работы по возведению желоба трассы. ¬ конце 2011-го планируетс€ наморозка льда, а уже в феврале 2012-го на новой трассе пройдут первые тестовые заезды.

ѕосетив в очередной раз трассу в июле, ƒмитрий  озак за€вил, что она достойна  ниги рекордов √иннесса. ««а такие короткие сроки с соблюдением всех условий качества санно-бобслейные трассы не строились нигде в мире», — подчеркнул вице-премьер. ”веренности ему прибавила оценка, данна€ объекту комиссией из числа представителей международных и российских федераций по бобслею, скелетону и санному спорту. ¬о врем€ посещени€ —очи они изучили срез тестовой части трассы и остались очень довольны. «Ќаша оценка — «отлично», — сообщил представитель ћеждународной федерации санного спорта ћаркус јшауэр.

Ќо главное — довольны сами спортсмены. «” сочинской трассы — великолепный профиль, он мне очень понравилс€», — призналс€ серебр€ный призер “урина и бронзовый призер ¬анкувера бобслеист јлексей ¬оевода. ¬ице-президент ‘едерации бобсле€ –оссии ѕетрос √аспар€н считает, что наша сборна€ может получить преимущество перед конкурентами, если продлить период сезонного использовани€ сочинской трассы при помощи технических приспособлений. «Ќа трассе планируетс€ оборудовать два охлаждающих агрегата — этого недостаточно. Ќадо делить ее на секторы и примен€ть как минимум три агрегата, а желательно еще больше», — призвал √аспар€н.

ѕо его мнению, если увеличить количество охлаждающих агрегатов и соорудить отводной участок (эстакаду), то за счет поддержани€ оптимального температурного режима период использовани€ трассы, наход€щейс€ в районе  расной ѕол€ны, можно продлить на два мес€ца. ѕерепад высот на трассе достигает 700 метров, и поддерживать ее в рабочем состо€нии круглый год невозможно из-за местного климата. «ћожно также использовать специальные тенты из оргстекла дл€ сохранени€ на трассе оптимальной температуры, — добавил ¬ладимир  озлов. — ѕродление срока ее эксплуатации крайне важно дл€ качественной подготовки сборной. ≈сли начинать тренировки с 1 окт€бр€, то этот мес€ц нам даст примерно 300 дополнительных спусков при подготовке к ќлимпиаде. Ёто большое преимущество перед командами, которые начнут тренироватьс€ с но€бр€».


јвтор: Ќикита Ћогвинов