Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сентябрь-2010: олимпийский интерес российских и зарубежных компаний — участников Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» (3492)
Ванкувер слезам не верит (3342)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Флаги в руки (3324)
Ирина Дымова  
В лучах славы (3265)
Спортивный всеобуч (3590)
Мотор! (3312)
Лото по-русски (3489)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (3466)
Три года — как три дня (3736)
Максим Фёдоров  
«Ничего плохого в адрес Сочи руководители олимпийских структур публично говорить не могут и не будут» (3426)
Максим Фёдоров  
«Новострой XXI»: уровни ответственности (5191)
Настройка на созидание (3914)
Сергей Семёнов  
Лакировка олимпийской действительности (3285)
Энергетическая башня (3381)
Игры с французским акцентом (4833)
И «звезда» с «звездою» говорит (3310)
Елена Яковлева  
Олимпийская миссия БОЛАРС (3386)
Идея бизнеса (3667)
Индустрия гостеприимства (3636)
Олимпийская дружба народов (3451)

Говорит и показывает Олимпиада

№ 3-4 (2010)
Количество просмотров: 3842
Версия для печати


С 1984-го по 2008 год совокупный доход МОК от продажи прав на трансляцию Игр превысил $10 млрд.

12 февраля, в день и час открытия Олимпиады в Ванкувере, известный канадский сноубордист Джонни Лайолл, рискуя сломать шею, красиво спустился с высокой горы и, преодолев почти вертикальный склон, въехал в «пылающий кленовый лист» — всемирно известный символ Канады, который на этот раз был составлен из живых атлетов с зажженными олимпийскими факелами в руках. Промчавшись по огненной аллее, спортсмен буквально «разорвал» стену крытого стадиона «Би-Си Плэйс» и под восторженный рев 60-тысячной публики влетел сквозь горящие олимпийские кольца на главную арену будущих Игр. Ванкуверское действо началось!

Однако свидетелей этого потрясающего олимпийского спуска было на самом деле куда больше — три миллиарда зрителей, прильнувших к экранам своих домашних телевизоров, доказали, что расстояние в наш технический век не может помешать ни эффекту присутствия, ни чуду сопереживания. Половина Земного шара в этот миг смотрела ТВ, забыв о личных неурядицах и бытовых проблемах. По значимости и масштабности событие ничуть не уступало первым олимпиадам на земле Древней Эллады, когда великое спортивное состязание говорило «стоп» войнам и вражде народов.

От Берлина до Ванкувера

А начиналось все в далеком 1956 году, на зимней Олимпиаде в Кортина дАмпеццо, откуда были организованы первые прямые телетрансляции. Изумленный мир увидел движущиеся черно-белые картинки, на которых запечатлелись фрагменты соревнований лыжников, хоккеистов и фигуристов.

Архивы этих раритетных съемок доступны и сейчас. Перед любопытными предстанет и классический танец тогдашних чемпионов мира по парному катанию — австрийцев Элизабет Шварц и Курта Оппельта, и полет олимпийского чемпиона в прыжках с трамплина — финна Анти Хювяринена. Представители страны Суоми тогда изобрели новаторскую технику, по которой руки были плотно прижаты к бокам, а не вытянуты перед головой, как это было принято в середине 1950-х. Спустя полвека благодаря ТВ мы можем причаститься к сладкому мигу давней победы, добытой новым стилем. Или едва сдержать смех при виде олимпийского знаменосца, который не сумел устоять на ногах, споткнувшись о телевизионный кабель.

Но дороже всего для российского болельщика те четыре минуты старой хроники, которые сохранили для потомков уверенную победу хоккейной сборной СССР. Команда, ведомая лидером атак Всеволодом Бобровым, выиграла все матчи, в том числе с сухим счетом 2:0 у пятикратных олимпийских чемпионов — канадцев. Да, славное было время. На кадрах, дрожащих от почтенного возраста и несовершенного качества сигнала, ностальгирующий зритель приметит и первых олимпийских операторов — суровых мужчин с непроницаемыми лицами и кинокамерами, врытыми в снег. Наряду со спортсменами-олимпийцами они тоже были героями тех Игр. С их профессиональными требованиями организаторы считались настолько, что даже лыжную трассу расположили «лицом на юг», чтобы солнце на восходе или закате не слепило глаза кинолетописцам и не портило «картинку». А если быть совсем честными перед историей, то придется признать, что эра телевидения началась на 20 лет раньше — на Олимпиаде 1936 года в фашистском Берлине. Пусть это был и не прямой эфир, но зато первый и явный толчок к массовому ТВ-вещанию. Трансляции с Игр просмотрели более 160 тысяч человек в трех городах Германии. Однако явные попытки гитлеровской клики использовать Олимпиаду для нацистской пропаганды надолго сделали эту тему запретной, причем не только в нашей стране.

В 33 свежеотстроенных видеосалонах было показано 48 специальных спортивных телепрограмм. Залы были оснащены двумя телевизорами с квадратным экраном размером 25x25 сантиметров, которые обслуживались техником. Очевидцы отмечали, что билеты в салон купить сложнее, чем на стадионы: по ТВ удавалось лучше рассмотреть детали спортивной борьбы, чем с трибун огромной арены. Было также освоено производство телеприемников для индивидуального пользования, но выпустили их очень немного — по разным источникам, от 500 до 800 штук, и в основном для кабинетов высокого начальства. Качество изображения, полученного немецкими специалистами, было даже несколько выше, чем при прямой передаче сигнала, а некоторого «запаздывания» картинки зрители обычно не замечали. Кроме того, применяемая технология вещания создавала возможность повторов спортивных репортажей, что было особенно важно при сеансовых просмотрах в видеозалах. Передовой немецкий опыт внимательно изучала большая группа японских телевизионщиков, поскольку Олимпиада 1940 года была намечена в Токио. Но из-за Второй мировой войны она состоялась только в 1964-м.

Зато спустя почти 30 лет японцы взяли научно-технический реванш — токийская Олимпиада ознаменовала перелом в пользу цветного телевидения. Правда, из Токио велись лишь отдельные кратковременные передачи с использованием спутников связи. И только Олимпийские игры 1968 года в Мехико были уже по-настоящему телевизионными — их смотрело около полумиллиарда зрителей! Роль технических средств в освещении всемирного спортивного форума из незаметной и эпизодической стала вдруг чуть ли не главной — телерадиовещание превратилось в неотъемлемую часть Игр. Во время мюнхенской Олимпиады ТВ-аудитория снова выросла вдвое, а за соревнованиями в Монреале следили уже 1,4 миллиарда человек. Олимпиада-1980 в Москве собрала более 2 миллиардов телевизионных болельщиков. Именно СССР впервые в мире осуществил прямую трансляцию Игр на все континенты, а также реализовал систему «Мировидение». С тех пор численность зрительного зала любой Олимпиады стойко держится возле отметки в 2 миллиарда. Трансляции из Ванкувера побили своеобразный рекорд — полку ТВ-болельщиков прибыло еще на миллиард.

Теледеньги не пахнут

По мере постепенной и неуклонной коммерциализации Олимпийских игр на смену энтузиастам-бессребреникам пришли спонсоры. Начиная с 1960-х годов началась острая борьба за право транслировать главное спортивное событие четырехлетия. Маркетинг-менеджеры компаний быстро сообразили, что Олимпиада — идеальное мероприятие, обеспечивающее продвижение их продукта и бренда. На первых порах руководство МОК пресекало попытки делать из спорта бизнес, руководствуясь благородными кубертеновскими принципами, но сопротивление «патриархов» было сломлено в 1980-х годах. С приходом на пост президента МОК Хосе Антонио Самаранча век олимпийского бескорыстия стал клониться к закату. Самаранч выступил с открытым предложением к Оргкомитету Игр-1984 в Лос-Анджелесе «пуститься во все тяжкие» — приступить к самостоятельному поиску спонсоров для получения новых источников финансирования. Исторический контекст этого «революционного» заявления делает понятной и объяснимой легкость его единодушного принятия: в конце 1970-х наступил кризис олимпийского движения. Имущество МОК по состоянию на 1972 год оценивалось в$2 млн, включая$200 тыс. резервного фонда. Для такой глобальной организации эта сумма, безусловно, казалась смехотворной. Стало очевидно, что без больших денег нельзя организовать ни большие Игры, ни большое представление. Причем в новое время живое шоу обязательно должно было дополниться телевизионным и благодаря техническим возможностям ТВ приобрести новые эффектные черты. Довести до предела игру спортивных и человеческих страстей при помощи крупных планов и видеомонтажа — ни одна муза с горы Олимп не справилась бы с этой задачей лучше телевизионной.

Телекомпании 1980-х стали конкурировать за право трансляций передач, ориентированных на вкусы и предпочтения своих национальных аудиторий. Публику уже не удовлетворяла единая «мировая программа» — в каждой стране желали видеть во всех подробностях победы «своих» чемпионов и лицезреть любимые виды спорта.

Уже в 1983 году компания АВС приобрела права на трансляцию Олимпийских игр за огромные по тем временам деньги —$225 млн. Через четыре года в Сеуле эта сумма составила$300 млн плюс$555 млн отчислений от спонсоров. С каждой новой Олимпиадой ТВ-составляющая ее рентабельности только возрастала. В 2000-м компания NBC установила очередной рекорд, купив права на трансляцию всех Игр по 2008 год включительно за$4 млрд.

За период с 1984-го по 2008 год совокупный доход МОК от этой статьи превысил$10 млрд. Менялась и расстановка сил на узкосегментированном рынке «телетрансляторов олимпиад». Если в 1980 году основную прибыль приносили продажи эксклюзивных прав американским телекомпаниям, то в течение десяти с небольшим лет существенно выросла роль и других игроков.

Стало обычным делом, что в ряде регионов права на показ олимпийских мероприятий у МОК приобретают не телекомпании напрямую, а их консорциумы. В Европе Игры транслируются консорциумом European Broadcasting Union (от России в этот видеосоюз входят Первый канал и ВГТРК). Другими признанными монстрами международного олимпийского медиабизнеса являются National Broadcasting Company (США), Canadian Broadcasting Corporation (Канада), Organizacion de la Television Iberoamericana (Латинская Америка), Asia-Pacific Broadcasting Union (Азиатско-Тихоокеанский регион), NHK (Япония), Korea Pool (Южная Корея), Seven Network Seven (Австралия) и даже Supersport (Африка). От года к году ставки растут — к 2000-м годам доходы, приносимые в «олимпийскую копилку» ТВ-каналами, достигли 50% и более от общей суммы прибыли, выручаемой МОК и национальными комитетами на проведении Игр. В течение последних полутора лет, вопреки мировому кризису, денежные рекорды МОК продолжили свой победный рост. Экономические позиции Комитета все еще довольно сильны — все договоры о спонсорской помощи были заключены задолго до начала глобальной рецессии.

Осенью 2009 года президент МОК Жак Рогге заявил, что возглавляемая им организация подписала беспрецедентные контракты о продаже прав на ТВ-трансляцию грядущих Игр. За показ зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере и летней Олимпиады-2012 в Лондоне МОК должен получить$3,8 млрд — на$1,2 млрд больше, чем суммарная прибыль от трансляций зимних Игр-2006 в Турине и летних Игр-2008 в Пекине. Большая часть дохода была обеспечена за счет контракта все с той же американской компанией NBC, заплатившей$2,2 млрд. Еще более грандиозные барыши ожидают МОК после того, как будут подписаны все контракты, касающиеся показа Игр-2014 в Сочи и Игр-2016 в Рио-де-Жанейро.

На войне как на войне

Подлинные страсти накаляются не только на олимпийских аренах, трибунах и у экранов телевизоров. Не менее темпераментные сцены регулярно разыгрываются и «за кулисами» Игр — между топ-спонсорами олимпиад и акулами медиабизнеса. Отваливая огромные деньги МОК ради возможности организовывать показы для своих зрителей, ТВ-каналы пытаются любой ценой компенсировать астрономические расходы. Главным способом «возврата денег» давно уже стали громадные «тарифы» для рекламодателей, стремящихся продвинуть во время Олимпиады свой бренд. Каждой минуте «олимпийской» телерекламы назначается запредельная цена. Вот как об этом говорит в своем бестселлере «Война брендов» Дэвид Д'Алессандро, президент страховой компании John Hancock — топ-спонсора многих Игр: «Потребность в возврате вложенных в покупку прав на трансляции средств означает также, что на переговорах относительно эфирного времени телеканал будет смотреть на вас глазами каннибала, которому достался необычайно пухленький и сочный пленник. Будьте готовы к тому, что канал, прикрываясь, разумеется, «коммерческой необходимостью», применит самые изощренные формы вымогательства. Как и организаторы олимпиад, телевизионные каналы распределяют компании по различным сферам бизнеса и назначают для этих категорий произвольную плату за эксклюзивные права. К примеру, во время трансляции Олимпийских игр канал может запросить ни много ни мало$60 млн за то, чтобы вы были единственным рекламодателем из своей категории». Однако на нынешнем этапе развития олимпийского движения позиции ТВ-компаний сильно покачнулись. Кризис внес поправки в рекламные бюджеты большинства бизнес-структур, и убытки от несостоявшихся сделок лягут на плечи вещателей. Так, по расчетам NBC, транслировавшей ванкуверские соревнования в США, на освещении Олимпиады она потеряла около$250 млн из-за нераспроданного рекламного времени. Руководство компании надеется, что к 2012 году ситуация в мире несколько улучшится, — ведь у нее уже подписаны контракты на трансляцию из Лондона. По жестоким законам джунглей вокруг потерявшей равновесие корпорации уже закружились воронами конкуренты — право на трансляцию Игр 2014-го и 2016 годов у NBC планируют перекупить компании Fox и ESPN, а также CBS и Time Warner Inc., которые собираются объединить свои усилия в борьбе за предстоящие телепоказы.

Дорогая моя столица

 Разумеется, не осталась в стороне от большого телевизионного бизнеса «с олимпийским привкусом» и Россия. Причем осваивать этот клондайк начала еще коммунистическая Москва. Несмотря на бойкот Олимпиады-1980 ведущими капиталистическими державами, столица СССР пришла к летним Играм в техническом всеоружии. Было ясно продемонстрировано, что мы «впереди планеты всей» не только в области космоса и балета.

К проведению трансляций XXII летних в Останкино всего за пять лет отгрохали Олимпийский телерадиокомплекс (ОТРК) с 22 телестудиями, оборудованными аппаратурой третьего поколения, и Олимпийский коммутационный центр (ОКЦ). Трудом и талантом лучших кадров страны была создана новая мощная система, которая обеспечивала передачу 20 международных телевизионных и 100 радиовещательных программ. Каждой стране или группе стран, которые приобрели право на трансляцию, была выделена отдельная студия и аппаратная, куда поступали видеосигналы со всех 29 олимпийских объектов Москвы, Таллина, Ленинграда, Киева и Минска. Примерно вдвое по сравнению с Монреалем — до 330 — увеличилось число ТВ-камер. Был учтен опыт Мюнхена, где за комментаторские кабины шла чуть ли не драка, — в Москве было оборудовано 1212 кабин и еще 100 — в других городах. В каждой были предусмотрены два монитора: для синхронных «картинок» со всех олимпийских стадионов.

Для тех, кто готовил Олимпиаду-1980, лучшей оценкой стало признание зарубежных коллег из ведущих телерадиовещательных компаний — EBU, OIRT и BBC. Высокий уровень трансляции показал всему миру, что в СССР есть сильная промышленность и талантливые специалисты. ТВ-показы московских Игр действительно запомнились целым рядом технологических находок. Так, впервые было использовано очень удачное решение главного звукорежиссера Владимира Виноградова по формированию международного звука — «интершума». Чтобы добиться нужного эффекта — естественного шума съемочной площадки, часть микрофонов он просто «закопал» на полях стадионов. Кстати, и столь модные теперь вопросы олимпийского наследия были решены в 1980-х оптимальным образом. Как и планировалось, после Олимпиады ОТРК и ОКЦ стали обеспечивать трансляции 1-й и 2-й программ Центрального телевидения, а также программ радио на всю территорию страны с учетом шести часовых поясов. Это стало вехой в истории отечественного телевидения и не только. Плодами и результатами научно-технического прорыва СССР не преминули воспользоваться деловитые и мобильные телепредприниматели во всех развитых странах мира. Но и благополучно построившая «развитой социализм» Москва сумела извлечь из своей «телевизионной бомбы» максимальный денежный взрыв. Приехавшие на советскую Олимпиаду международные представители национальных каналов, включая NBC, выложили за трансляции Игр из «Империи Зла», а также за технические услуги немалые суммы. Заместитель председателя Гостелерадио СССР Генрих Юшкявичус в давнем интервью журналу «Вокруг света» прокомментировал сей факт вполне буржуазной сентенцией: «Скажу сразу, что мы использовали конкуренцию, существующую между ведущими телекомпаниями США. Что же, бизнес есть бизнес».

Неформатное кино

Конкуренция за олимпийский телекуш идет не только между компаниями разных держав и регионов, но и между «телекомандами» одной и той же страны. В России «друзьями-соперниками» в славном деле создания олимпийских хроник традиционно являются коллективы Первого канала и ВГТРК. В феврале 2010 года в Ванкувер поехали 87 человек от телеканалов «Россия 1» и «Россия 2» (бывший «Спорт») и почти столько же — от Первого. В программе Первого — 100 «олимпийских» часов, или 7 часов вещания в день, у ВГТРК — чуть меньше. При этом из 20 часов ежесуточных трансляций «России-2» львиная доля времени была отдана повторам и записям.

Оба федеральных канала публично изъявили благие намерения соблюдать паритет в освещении самых выигрышных соревнований этих Игр, делить эфирное время «по справедливости», дополняя прямые показы «Дневниками Олимпиады» и сквозными студийными интервью с олимпийцами и их тренерами. И хотя до явных конфликтов представители госканалов не опустились, но сама фразеология «мирных переговоров» о приоритетах в олимпийских трансляциях иногда звучала почти угрожающе. В пресс-релизе Первого есть, например, такой пассаж: «Деление трансляций между федеральными каналами — процедура, отработанная годами. В каждый день соревнований у одного из каналов есть право первого выбора. В тех случаях, когда невольно происходит механическое деление, его результаты корректируются по взаимной договоренности с учетом интересов всей телеаудитории России». Ясно, что каждый из каналов при желании мог истолковать такую формулировку так, как ему захочется: ни один участник «консенсуса» считать себя вторым номером не готов и сдаваться без боя не намерен. Особую остроту борьба телеканалов за популярность и зрительскую любовь приобрела в свете новых реалий — появления глобального конкурента. Олимпиада-2010 в Ванкувере стала первой в истории, в ходе которой объем прямых трансляций Игр в Интернете и на мобильных телефонах сравнялся с телевизионным — по 21 000 часов. Главная фишка «большой творческой дружбы» Первого и «России» — в создании совместного спортивного спутникового канала «2 Спорт 2» в формате High Definition. HD, или телевидение высокой четкости, делает краски насыщеннее, а изображение — суперчетким за счет большего разрешения картинки, превышая традиционное в 2-5 раз. А пространственный звук Dolby Digital автоматически распределяется по пятиканальной системе и превращает привычный телевизор в целый кинозал. Правда, большинство зрителей на необъятных российских просторах оказалось совершенно не готово к восприятию технической новинки: прогрессивный формат, позволяющий смотреть любую программу «как живую», требует необходимого подключения, специального (и тоже недешевого) ТВ-приемника и дополнительного HD-пакета. Поэтому основная масса отечественных болельщиков довольствовалась телепросмотрами «по старинке», без всяких чрезвычайностей в виде четких и ярких HD и стереофонических эффектов. Да и правду сказать — наблюдать в максимальном приближении и живописных деталях выступление «ниже среднего» российской сборной на ванкуверских Играх — занятие не для слабонервных. Так что, возможно, на этот раз техническое отставание сыграло на руку россиянам и спасло особо впечатлительных от лишних литров выпитого корвалола и валерьянки. Ведь даже и по старенькому «ящику» телезрители смогли увидеть самые драматические моменты последней Олимпиады — и нелепую гибель юного грузинского бобслеиста Нодара Кумариташвили, и «серебряное разочарование» самой большой олимпийской надежды РФ — фигуриста-одиночника Евгения Плющенко, и «кровавый хоккей» в матче Норвегия — Словакия, и потрясающую победу словенской лыжницы Петры Майдич, пришедшей к финишу третьей с четырьмя сломанными ребрами и поврежденным легким. Да, именно благодаря ТВ большинство из нас, далеких от спорта и настоящей борьбы людей, наглядно постигают, что такое спортивный характер или его отсутствие. Именно олимпийское телевидение, сокращая расстояния, делает нас не только зрителями грандиозного международного спектакля, но и соучастниками горьких поражений и великих побед. И наверняка видавший виды современный мир окончательно погряз бы в рутине, меркантильности и приземленности без этих вдохновенных и каждые два года сулящих чудо слов: «Говорит и показывает Олимпиада».

Доходы от продажи прав на телетрансляции в общей структуре доходов МОК.

Олимпийские игры

Доля,%

Олимпийские игры

Доля,%

Сидней, 2000 

45

Солт-Лейк-Сити, 2002 

35,5

Афины, 2004 

49

Турин, 2006 

51

Пекин, 2008

56

HD-трансляции большинство российских абонентов предпочли стандартный вариант вещания ванкуверской олимпиады

Дмитрий Петровский, генеральный директор интернет-газеты ComNews:

 — В ванкуверском павильоне «Русский дом» «Ростелеком» установил студийное оборудование, позволяющее вести на Россию HD-трансляции, в частности интервью с героями Игр-2010. То есть последняя Олимпиада могла стать для России мощным толчком к развитию HDTV. Но, похоже, не стала. Большинство российских кабельных абонентов продолжили смотреть стандартный вариант круглосуточного олимпийского вещания Eurosport-Russia, хотя тот показывает Игры и в HD-формате. Тому есть несколько очевидных причин. И первая, конечно, состоит в том, что HDTV только набирает популярность в стране. У большинства абонентов просто нет необходимого подключения, правильного телевизора и оплаченного HD-пакета. Вторая — плохая расторопность самих вещателей.

Поражения спортсменов на объемы проданной ТВ-рекламы не влияли

Владимир Евстафьев, вице-президент Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР):

— Когда россияне в Ванкувере стали серьезно проигрывать, интерес людей к Олимпиаде несколько угас. Тем не менее ни о каком разочаровании рекламодателей речь не идет: никто из них не снимал свою рекламу с эфира. При этом в ходе самих соревнований на объемы проданной рекламы поражения спортсменов не влияли. Все громкие спортивные соревнования вызывают большой интерес аудитории еще до их начала, а закупки рекламы делаются именно загодя. Явной корреляции между интересом телезрителей и статистикой побед и поражений спортсменов на Олимпиаде нет. Независимо от того, насколько финансово успешными оказались Игры в Канаде, ко времени проведения Олимпиады в Сочи рекламодатели выстроятся в очередь. Тем более что кризисные явления уже не будут играть такой роли, как сегодня.

Игры-2014 — уникальный шанс модернизировать техническую базу отечественного телевидения

Алексей Малинин, заместитель генерального директора — руководитель производственно-технологического департамента ВГТРК:

— Олимпиада — это двигатель новых телевизионных технологий. Рассуждая об Олимпийских играх в Сочи, я бы в первую очередь вспомнил опыт Советского Союза по проведению Олимпиады в Москве. При подготовке к ней были выработаны и опробованы механизмы и решения, которые, на мой взгляд, актуальны и сегодня. Вообще МОК заинтересован в наибольшем привлечении к телетрансляциям кадров из той страны, где проводятся Игры. У России в этом плане появляется уникальный шанс — модернизировать техническую базу отечественного ТВ с уклоном на спорт. Однако «осчастливить» всех россиян High Definition невозможно — в первую очередь мы будем ориентироваться на филиалы, в чьих регионах спорт играет большую роль и где существует определенный набор специалистов, на которых можно опереться.


Автор: Ирина Родина