Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сентябрь-2010: олимпийский интерес российских и зарубежных компаний — участников Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» (3492)
Ванкувер слезам не верит (3341)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Флаги в руки (3323)
Ирина Дымова  
В лучах славы (3265)
Спортивный всеобуч (3590)
Мотор! (3312)
Лото по-русски (3488)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (3466)
Три года — как три дня (3736)
Максим Фёдоров  
«Ничего плохого в адрес Сочи руководители олимпийских структур публично говорить не могут и не будут» (3425)
Максим Фёдоров  
«Новострой XXI»: уровни ответственности (5190)
Настройка на созидание (3914)
Сергей Семёнов  
Лакировка олимпийской действительности (3285)
Энергетическая башня (3381)
Игры с французским акцентом (4832)
И «звезда» с «звездою» говорит (3310)
Елена Яковлева  
Олимпийская миссия БОЛАРС (3386)
Идея бизнеса (3666)
Индустрия гостеприимства (3635)
Олимпийская дружба народов (3451)

Миллиард в кармане

№ 3-4 (2010)
Количество просмотров: 6527
Версия для печати


Оргкомитет «Сочи-2014» сформировал пул генеральных спонсоров, установив рекорд для зимних Игр: их вклад уже превысил$1 млрд, при том что востребованными оказались пока не все категории. Для сравнения: Игры 2002 года в Солт-Лейк-Сити принесли организаторам $494 млн, Игры 2006 года в Турине —$348 млн.

В категории «Газ» наиболее вероятным претендентом на победу считался «Газпром». Однако он не проявил интереса к спонсорству, заметив, что уже внес в Олимпиаду солидный вклад: на деньги концерна строятся лыжный стадион на 16 тыс. зрителей и газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи. И потом, «Газпром» не нуждается в рекламе, ибо не работает с розничными потребителями. Узнаваемость концерна как в России, так и за рубежом достаточно высокая, а потому ему не имеет смысла участвовать в дорогостоящих спонсорских проектах, комментируют эксперты. Впрочем, будь на то большее желание государства, «Газпром» сказал бы таки «да». Для многих наблюдателей очевидно, что Сбербанк, РЖД, Аэрофлот сделали то же самое не только из приверженности олимпийским идеалам. История с категорией «Страхование», к которой до последнего также никто не проявлял интереса, — лишнее тому подтверждение. Прием соответствующих заявок Оргкомитет закрыл в конце июня. Среди претендентов фигурируют «Ингосстрах», «Росгосстрах» и СК «Согласие». Партнерский контракт составляет $50 млн, хотя ранее звучали гораздо более крупные суммы. Президент «Ингосстраха» Даниил Хачатуров признавался, что его компания «очень хочет» стать спонсором Игр, но выплатить всю сумму контракта не сможет, как и любой другой страховщик. Эксперты поэтому не исключают, что контракт может быть подписан не с одной компанией, а с пулом страховщиков.

Среди международных спонсоров «Сочи-2014»Coca-Cola, Samsung, Panasonic, Visa. Становясь спонсорами, взамен компании получают эксклюзивные права на использование олимпийской и паралимпийской символики в разных проектах и маркетинговых программах. Многие уже активно этим пользуются — достаточно посмотреть рекламу на ТВ либо в других медианосителях. Эффективность такой рекламы, работающей много лет и до, и после Игр, впечатляет: по итогам летних Игр-2008 в Пекине узнаваемость аудиторией бренда Adidas выросла с 16% в апреле до 38% в августе.

Генеральные спонсоры «Сочи-2014» в категории «Телекоммуникации»: «Ростелеком» и «МегаФон». Совокупный размер спонсорского контракта —$260 млн. Помимо этой суммы, компании планируют инвестировать в развитие инфраструктуры Сочи и Краснодарского края еще более$200 млн. Итого получается около$500 млн. Недавно «МегаФон» конкретизировал, что к Играм намерен утроить число своих базовых станций в Сочи, построить около 1,2 тыс. км оптических линий и более 200 км оптических кабелей внутри периметра Олимпийской деревни, установить не менее 60 «темных волокон» для каждого спортивного объекта с тем, чтобы обеспечить качественную работу ТВ-компаний.

Генеральный спонсор в категории «Нефть»: «Роснефть». Размер спонсорского контракта —$180 млн. Вдобавок к основным расходам компания будет снабжать Оргкомитет игр, Олимпийский и Паралимпийский комитеты, сборную России и госкорпорацию «Олимпстрой» топливом на льготных условиях, а также предоставит санаторную инфраструктуру «Роснефти» в Южном округе. В статусе генспонсора «Роснефть» намерена открыть свыше 150 автозаправок: более 60 — в Краснодарском крае, остальные — на ключевых федеральных трассах в других девяти регионах страны.

Генеральный спонсор в категории «Железнодорожные перевозки пассажиров и грузов»: РЖД. Размер спонсорского контракта —$115 млн. Оргкомитет настаивает, что РЖД является единственной компанией, способной обеспечить транспортное обслуживание 20 тыс. участников и гостей Игр. На 2010 год инвест-программа монополии составляет 270,5 млрд рублей, из которых 60 млрд приходится на олимпийские объекты. В частности, РЖД строит железнодорожные ветки, в том числе от Туапсе до Адлера и от Адлера до аэропорта Сочи, грузовые дворы в Имеретинской низменности, пассажирские терминалы станций Дагомыс, Сочи, Мацеста и Хоста.

 

Категория

 

Компания

 

Спонсорский контракт, млн $

 

Категория

 

Компания

 

Спонсорский контракт, млн $

Нефть

Роснефть

180

Телекоммуникации

Ростелеком

130

Телекоммуникации

МегаФон

130

Железнодорожные перевозки пассажиров и грузов

РЖД

115

Банки

Сбербанк

110

Авиаперевозки

Аэрофлот

100

Автомобили

Фольксваген Групп Рус

100

Одежда и обувь

BoscoSport

100

Газ

Страхование

Генеральный спонсор в категории «Банки»: Сбербанк. Размер спонсорского контракта —$110 млн. Заявлено о намерении разработать ряд банковских продуктов, включая вклады, кредитные программы и лотереи. Все они тематически связаны с «Сочи-2014». Также запланирован конкурс на новый дизайн олимпийской пластиковой карты.

Генеральный спонсор в категории «Авиаперевозки»: Аэрофлот. Размер спонсорского контракта —$100 млн. Используя собственные регулярные и чартерные рейсы, компания берет на себя авиаперевозки олимпийской и паралимпийской сборных команд, а также официальных делегаций в период с 2009-го по 2016 годы. В феврале 2010 года борты Аэрофлота уже доставили представительную российскую делегацию на Игры в Ванкувер. Компания увеличит количество регулярных рейсов в Сочи, а также откроет прямые рейсы из Сочи в города Европы.

Генеральный спонсор в категории «Автомобили»: «Фольксваген Груп Рус». Размер спонсорского контракта —$100 млн. До 2014 года компания поставит организаторам Олимпиады около 3000 автомобилей марок Volkswagen, Audi и Skoda. Большая часть из них будет произведена на заводе Volkswagen в Калуге. По условия контракта, партнер «Сочи-2014» должен будет предоставлять автомобили всех классов — от представительского до экономического, а также микроавтобусы, грузовики и машины для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Генеральный спонсор в категории «Одежда и обувь»: BoscoSport. Сумма спонсорского контракта —$100 млн. Компания берет на себя экипировку не только российской сборной, делегаций ОКР и МОК, но и вспомогательного персонала. По оценке оргкомитета, к обслуживанию Олимпиады будут привлечены 75 тыс. волонтеров и 65 тыс. контрактников.

«Мы дали российскому бизнесу новый эффективный инструментарий»

Дмитрий Чернышенко, президент Оргкомитета «Сочи-2014»:

— Олимпийские пять колец — один из самых узнаваемых и успешных брендов в мире. Об этом говорят не только результаты исследований. Так, телетрансляции с пекинских Игр смотрели 4 млрд человек. А крупнейшие транснациональные компании уже сейчас, за четыре года до Олимпиады в Сочи, спешат подписать контракты в рамках программы «Всемирные партнеры МОК» (Тор Partners) до 2016 года включительно. Получив право на проведение в Сочи Олимпийских игр, мы дали российскому бизнесу новый эффективный инструментарий. Прямая ассоциация с самым масштабным спортивным событием планеты, повышение узнаваемости марки и рост потребительской лояльности к ней, оздоровление бренда и даже вывод его на новый уровень — вот лишь некоторые возможности, которые открывает перед компанией партнерство с олимпийским движением. Олимпийское спонсорство — совершенно особенный проект. Оно является более эффективным маркетинговым и коммуникационным инструментом, чем традиционные средства (ATL и BTL). И соглашения с нашими генеральными партнерами это еще раз подтверждают. Компании готовы бороться за право стать партнерами «Сочи-2014», несмотря на непростые экономические условия. Так, сделка с компаниями «Ростелеком» и «МегаФон» была заключена в рекордно короткие сроки и получила статус самой крупной в истории национального олимпийского спонсорства. Общая сумма инвестиций может составить порядка$500 млн. Кстати, сумма контрактов берется не с потолка — это результат тщательного финансового расчета потенциальных партнеров. В частности, «Роснефть» может рассчитывать на значительное увеличение продаж нефтепродуктов в регионе проведения Игр.

«Спонсорство Олимпиады — отличный PR-ход»

Светлана Мищенко, управляющий партнер AMC DAGMAR:

— Что, по вашему мнению, заставляет компании приобретать такие дорогие партнерские пакеты — от$100 млн и выше?

Во-первых, это очень престижно. Получить статус генерального партнера в основных категориях: одежда и обувь, банки, нефть, газ, телекоммуникации — может только одна компания, что подчеркивает эксклюзивность партнерского пакета. Во-вторых, исключительные права и привилегии, которые приобретают партнеры Олимпиады, действуют на территории России на протяжении восьми лет, что поможет им воплотить самые амбициозные проекты и замыслы. Спонсорство «Сочи-2014» — это отличный PR-ход: информации об Олимпиаде сопутствует информация о ее генеральных партнерах. Такой пиар, безусловно, стоит тех денег, которые вкладывают в него компании-партнеры.

— Всегда ли компании берутся спонсировать олимпиады исключительно по собственной воле, либо существуют еще «рекомендации» от государства?

— Вполне возможно, что компании, пользующиеся господдержкой, стали спонсорами, выполнив политическую волю, но однозначно утверждать это нельзя.

— Как скоро могут окупиться «олимпийские» вложения?

— Такие вложения направлены в долгосрочную стратегию продвижения. Они не обеспечат быстрого роста продаж, зато хорошо решат задачи по повышению узнаваемости бренда. Китайская компания Lenovo, четвертый в мире производитель персональных компьютеров, спонсировала Олимпийские игры в Турине в 2006 году и в Пекине в 2008-м. По данным «Gallup», до соревнований в Китае о бренде Lenovo знали 5% россиян, а после них — уже 30%.

— Спонсоры «Сочи-2014» уже запустили соответствующие рекламные кампании. Насколько, по-вашему, они креативны?

— Из последней рекламы, в которой используется символика Олимпиады, ничего не могу выделить. Очень запомнился проморолик «Сочи-2014», транслировавшийся по федеральным телеканалам в декабре 2009 года. В нем использовался достаточно креативный и в то же время патриотичный закадровый текст в исполнении Владимира Познера, построенный на контрастах: «Мы люди крайностей. Мы трудно зарабатываем на севере и легко тратим на юге. Мы ездим по бездорожью так же хорошо, как и по дорогам. У нас даже новый год может быть старым. Когда мы занимаем места, то на всех, когда мы выигрываем — это надолго. Мы верим в себя так, что заставляем поверить в себя других. У нас не получится обыкновенно: это будет великая Олимпиада. Олимпиада для всей страны. Олимпиада каждого. Поехали!».

Спонсоров и волонтеров «Сочи-2014» освободят от налогов

В Государственную думу РФ внесены предложения о налоговых льготах для спонсоров, спортсменов и даже волонтеров сочинской Олимпиады.

На преференции могут рассчитывать иностранные спонсоры, заключившие контракт с МОК. На сегодня это Coca-Cola, Atos Origin, Omega, Samsung, Panasonic и Visa. По операциям, совершаемым для подготовки и проведения Игр, международные спонсоры будут освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество и транспортного налога. Они вообще не будут признаваться налогоплательщиками и любую проверку смогут оспорить в суде. Не придется иностранцам платить и за визы, получение временных регистраций и разрешений на работу сотрудникам.

Между тем на национальных спонсоров Олимпиады, среди которых РЖД, Сбербанк, «Роснефть», «Ростелеком» и «МегаФон», льготы не распространяются вовсе. От подоходного налога полностью освободят спортсменов и членов олимпийских команд, частично — сотрудников МОК, Оргкомитета, национальных олимпийских комитетов, спортивных федераций, компаний-спонсоров, а также волонтеров. Все льготы будут действовать до конца 2016 года и прекратят существование вместе с «олимпийским законом», который регламентирует подготовку и проведение Игр в Сочи.


Автор: Максим Фёдоров