Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сентябрь-2010: олимпийский интерес российских и зарубежных компаний — участников Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» (3492)
Ванкувер слезам не верит (3342)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Флаги в руки (3324)
Ирина Дымова  
В лучах славы (3265)
Спортивный всеобуч (3590)
Мотор! (3312)
Лото по-русски (3489)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (3466)
Три года — как три дня (3736)
Максим Фёдоров  
«Ничего плохого в адрес Сочи руководители олимпийских структур публично говорить не могут и не будут» (3426)
Максим Фёдоров  
«Новострой XXI»: уровни ответственности (5191)
Настройка на созидание (3914)
Сергей Семёнов  
Лакировка олимпийской действительности (3285)
Энергетическая башня (3381)
Игры с французским акцентом (4833)
Олимпийская миссия БОЛАРС (3386)
Идея бизнеса (3667)
Индустрия гостеприимства (3636)
Олимпийская дружба народов (3451)

И «звезда» с «звездою» говорит

№ 3-4 (2010)
Количество просмотров: 3310
Версия для печати


К Олимпиаде количество пятизвездочных отелей в Сочи увеличится в 4,5 раза, четырехзвездочных — в 3,8 раза. Чтобы обеспечить весь гостиничный сектор города обслуживающим персоналом, российские вузы должны уже сейчас готовить по тысяче специалистов в месяц.

Гостиницы на «пятерку»

По данным консалтинговой компании MACON Realty Group, на конец 2009 года гостиничный фонд Сочи на 42% состоял из объектов, соответствующих категории 2 звезды, на 30% — 3 звезды, на 25% — 1 звезда. На долю гостиниц 4 и 5 звезд приходилось не более 3% от общего объема предложения. В апреле 2010 года на 5 звезд тянули только пять объектов с совокупным номерным фондом 543 единицы, на 4 звезды — шесть объектов на 1007 единиц. «Остальные объекты, несмотря на заявленную звездность, не соответствуют предъявляемым требованиям к уровню сервиса», — комментирует генеральный директор MACON Realty Group Илья Володько.

Сейчас в Сочи строятся 4- и 5-звездочные гостиницы на 1061 номер. Они будут вводиться постепенно, в течение следующих трех лет. Пик ввода, прогнозирует Володько, придется на 2012-2013 годы, одновременно с завершением строительства олимпийских объектов. Объем предложения уровня 5 звезд вырастет в 4,5 раза — до 2454 номеров, уровня 4 звезды — в 3,8 раза — до 3859 номеров. В целом к Олимпиаде номерной фонд гостиниц, а также санаториев и пансионатов, которые будут задействованы в приеме ее участников и гостей, превысит 42 тыс. номеров. Вопрос: кто их будет обслуживать?.. По подсчетам Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СГУТиКД), в 2014 году для обслуживания всех объектов олимпийского гостеприимства потребуется свыше 45 тыс. человек. По информации Управления статистики Сочи, в 2009 году в городе насчитывалось 26688 работников предприятий курортно-туристского комплекса, из них 4884 человека трудились в гостиницах и других средствах общего назначения, а 20482 человека — в санаторно-курортных учреждениях, организациях отдыха, туристских базах. «Это означает, что за оставшиеся до Игр четыре года необходимо будет подготовить около 20 тыс. человек для новых объектов размещения, а работающих ныне — переобучить и повысить их квалификацию», — прогнозирует ректор СГУТиКД Галина Романова.

Горничная за две недели

В мировой практике значительная доля потребности в кадрах для обслуживания олимпиад покрывается за счет волонтеров, а также персонала, привлеченного из других регионов или стран. «По разным оценкам, для обслуживания Олимпиады в Сочи потребуется не менее 100 тыс. человек, из них около 70 тыс. волонтеров и около 35 тыс. постоянного обслуживающего персонала. Совершенно очевидно, что обеспечить эту цифру Сочи да и, пожалуй, всему Краснодарскому краю не под силу. Сегодня «квота» Сочи составляет 10 тыс. человек, остальных нужно будет приглашать из других регионов РФ, а может быть, и из стран СНГ», — считает ректор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) Александр Федулин. По его словам, для обслуживания новых объектов категории 4-5 звезд потребуется персонал достаточно высокой квалификации, обученный в рамках самых эффективных международных программ гостеприимства, а для этого необходимо будет создать единую национальную систему подготовки кадров. Сейчас специалистов для гостиничного сектора Сочи готовят несколько вузов, а также колледжей и техникумов. «Мы разработали уникальные программы ускоренной практико-ориентированной подготовки линейного персонала и можем за две недели готовить горничных, за три-четыре недели — официантов, барменов и портье. Обучение руководителей предприятий индустрии гостеприимства всех уровней предполагаем осуществлять при помощи специальных лицензированных учебных курсов Американского образовательного института отелей и средств размещения», — рассказывает Галина Романова. «Мы ведем активную работу по созданию методической базы переподготовки и повышения квалификации кадров. Совместно с авторитетными специалистами из Франции, Австрии, Голландии, других стран разрабатываем и внедряем инновационные образовательные технологии в области гостиничного сервиса», — добавляет Александр Федулин. Тем не менее, специалистов по-прежнему не хватает. «Дефицит, действительно, существенный. В силу сложившегося мировоззрения профессия горничной или официанта не считается престижной. Молодежь, не успев прийти работать на эти должности, уже мечтает о карьерном росте. Однако, на мой взгляд, быстрый взлет по карьерной лестнице в данной сфере — скорее минус, чем плюс. Гостиничный бизнес — бизнес мелочей, он требует четкого знания деталей», — замечает директор по персоналу конгресс-отеля Don-Plaza Жанна Гаврилова.

На данном этапе большинство отелей и гостиниц готовят кадры самостоятельно. Однако не всегда их действия оказываются успешными. Высоко котируются на рынке специалисты, которых обучают в сети Radisson SAS. Обратный пример — сочинский санаторий «Русь»: в 2008 году на его базе открылся учебно-тренинговый центр по повышению квалификации в гостиничной и туристской сфере. Предполагалось, что в нем будут учиться менеджеры отелей, администраторы гостиниц, метрдотели, повара, кондитеры, официанты, горничные со всей России. Однако в 2009 году центр закрылся…

Частный интерес в обмен на госгарантии

Простые математические расчеты дают весьма впечатляющие цифры — чтобы обучить персонал всех объектов размещения к 2014 году, необходимо, начиная с сегодняшнего дня, готовить 10-12 тыс. специалистов в год, или около 1 тыс. в месяц. А с учетом естественной текучести кадров — еще больше. Пока процесс не начат.

Галина Романова предлагает закрепить на законодательном уровне отраслевую систему аттестации и сертификации: «Только она может стать оптимальной формой профессионального развития персонала сферы туризма и гостеприимства, а главное, формой объективного контроля качества его профессионализма». Александр Федулин соглашается с коллегой и призывает активнее использовать механизмы частно-государственного партнерства для объединения финансовых, технологических, организационно-управленческих, кадровых и иных ресурсов двух сторон: «Частный бизнес с его прагматичным взглядом на кадровый потенциал может позитивно повлиять на эффективность подготовки персонала для сферы туризма и гостеприимства. Однако органы государственной власти должны создать необходимые условия, которые будут способствовать росту интереса бизнеса к профессиональному образованию».


Автор: Елена Яковлева