Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сентябрь-2010: олимпийский интерес российских и зарубежных компаний — участников Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» (3492)
Ванкувер слезам не верит (3342)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Флаги в руки (3324)
Ирина Дымова  
В лучах славы (3266)
Спортивный всеобуч (3590)
Мотор! (3312)
Лото по-русски (3489)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (3466)
Три года — как три дня (3736)
Максим Фёдоров  
«Ничего плохого в адрес Сочи руководители олимпийских структур публично говорить не могут и не будут» (3426)
Максим Фёдоров  
«Новострой XXI»: уровни ответственности (5191)
Лакировка олимпийской действительности (3285)
Энергетическая башня (3381)
Игры с французским акцентом (4833)
И «звезда» с «звездою» говорит (3311)
Елена Яковлева  
Олимпийская миссия БОЛАРС (3386)
Идея бизнеса (3667)
Индустрия гостеприимства (3636)
Олимпийская дружба народов (3451)

Настройка на созидание

№ 3-4 (2010)
Количество просмотров: 3914
Версия для печати


Согласно расчетам, только для строительства олимпийских объектов в Сочи потребуется завезти около 2,2 млн тонн цемента, 11 млн куб. метров щебня и гравия, 6,8 млн куб. метров песка, 642 млн штук кирпича. Еще примерно столько же уйдет на возведение жилья, гостиниц и иной недвижимости.

Между тем собственных производственных мощностей местный стройкомплекс не имеет. Ключевые предприятия региона не только выпускают мизерные объемы, но и располагают сильно устаревшими основными фондами. Сочинский завод железобетонных изделий изношен на 75-97%, Сочинский завод стройматериалов — на 73-85%, концерн «Курорт» — на 80-90%, «Сочинеруд» — на 80-90%. Так что вложения в отрасль стройматериалов на Юге России выглядят вполне оправданно.

Щебень.

По оценкам экспертов, для строительства олимпийских объектов и сопутствующей инфраструктуры, в первую очередь автомобильных и железных дорог, потребуется 120 млн куб. метров щебня. Для сравнения: в 2008 году в ЮФО объем добычи нерудных стройматериалов составил не более 35 млн куб. метров, в 2009 году — 25 млн куб. метров. Причем из общего объема добыча собственно щебня и гравия составляет, в зависимости от региона, 60-80%. Поэтому понятно, что действующих ресурсов ЮФО для этого не хватит.

Директор по исследованиям Abarus Market Research Вера Никольская считает, что импортировать нерудные материалы придется из других федеральных округов, в первую очередь из Приволжского. Свою лепту может внести Украина. Уже начала поставки Абхазия, в мае нынешнего года снизившая ставку вывозной таможенной пошлины на инертные материалы более чем на 50%. По оценке президента Абхазии Сергея Багапша, всего республика в состоянии поставить для Сочи до 35- 40 млн куб. метров щебня. Прогноз спикера Госдумы Бориса Грызлова еще более оптимистичный — 100 млн куб. метров. Планы по расширению мощностей для Олимпиады есть практически у всех крупных игроков Юга России. «Мы поставляем щебень для ОАО «Тоннельный отряд-44», выигравшего тендер на строительство дублера Курортного проспекта в Сочи и реконструкцию федеральной автодороги Адлер — Красная Поляна. Объекты крупные, и, понятно, щебня им понадобится много. Однако строительство еще не набрало нужных объемов, так что пока мы в ожидании», — делится заместитель директора Мостовского дробильно-сортировочного завода Анатолий Проценко. «Мы готовы увеличить добычу щебня в 10 раз, если она будет подкреплена спросом. Соответствующие сырьевые возможности у предприятия есть», — заверил акционер Репнянского карье-роуправления Андрей Потетюнко. Новые мощности развивают как отдельные игроки, так и целые регионы. Наиболее активен хозяин Игр Краснодарский край. С начала 2009 года здесь запущено четыре дробильно-сортировочных комплекса (ДСК). Самый крупный щебневый проект реализовала в Курганинском районе ГК «Выбор»: его годовая производительность — 2 млн куб. метров, стоимость — 0,5 млрд рублей. Мощность ДСК, введенного компанией «БазэлЦемент» на Алагирском месторождении песчано-гравийных смесей в Северной Осетии — Алании, составляет 1,35 млн тонн щебня в год. Всего республика располагает утвержденными запасами песчано-гравийных смесей в объеме более 250 млн куб. метров, прогнозные ресурсы оцениваются на уровне 600 млн куб. метров. По информации североосетинского минэкономики, в среднем здесь добывается около 2 млн куб. метров смесей в год. «Мы точно знаем, что на рынке Южного округа есть дефицит строительных материалов, и потребность в качественном щебне, песке будет расти», — прокомментировал данный проект руководитель отдела маркетинга «БазэлЦемента» Денис Усольцев. В Красносулинском районе Ростовской области компания «Дельта», входящая в ГК «ОВИКОМ», строит ДСК стоимостью 150 млн рублей. В настоящее время он реализован на 30%.

Цемент.

 Аналитики единодушны в оценке: сейчас на долю олимпийских объектов и сопутствующей инфраструктуры приходится не более 5% от суммарного потребления цемента по ЮФО. Однако в ближайшие два года, на которые придутся основные объемы строительства в Сочи, цифра серьезно вырастет. Вера Никольская опасается, что в этот период возможна нехватка цемента, а также его производных. При этом Олимпиада — не единственный масштабный строительный проект в ЮФО: южнороссийские регионы активно осваивают крупные девелоперы, застраивая их коммерческой недвижимостью и жильем.

«Производители товарного бетона в Центральном и Северо-Западном округах утверждают, что мощностей здесь предостаточно. Но бетон — товар, который невозможно перевозить на большие расстояния, поэтому производителям ЮФО придется обходиться своими силами, — комментирует Никольская. — Между тем многие цементные предприятия далеко не в полной мере соответствуют увеличивающимся потребностям. Сдерживающими факторами являются изношенность основных фондов, капиталоемкость и длительный (3-4 года) срок создания новых производств». Тем не менее «Новоросцемент» уже начал строительство технологической линии по современному (сухому) способу производства цемента на своем заводе в поселке Верхнебаканском Краснодарского края. Ее производительность — 2,2 млн тонн в год, объем инвестиций — 11,4 млрд рублей. Если планы «Новоросцемента» реализуются, мощность предприятия увеличится до 6,3 млн тонн в год. «БазэлЦемент» в 2010 году собирается вложить 11 млрд рублей в новый цементный завод на территории Туапсе. Предполагаемые сроки его строительства — один год, проектная мощность — 1,8 млн тонн в год. Российско-китайская Norinco International Cooperation Ltd в этом же году начнет в Буйнакске строительство цементного завода, способного производить около 3,6 млн тонн в год. «Интеко» направит на строительство новой линии для ОАО «Верхнебаканский цементный завод» 13,3 млрд рублей. При успешном осуществлении проекта его мощности вырастут в 9 раз. В то же время некоторые цементные производства, заявленные в докризисные годы, приостановлены. Пресс-секретарь «Евроцемент Груп» Елена Рудковская не исключила принятия «в зависимости от экономической ситуации» решения о корректировке сроков реализации проекта модернизации в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии завода мощностью 2,4 млн тонн, который планировалось ввести в эксплуатацию не позднее конца 2010 года. Та же судьба постигла и проекты французского холдинга Lafarge, заявившего о строительстве в Ростовской области в Краснодарском крае заводов годовой мощностью 2-4 млн и 1,3-1,8 млн тонн соответственно.

Металл.

По оценке президента РСПМ Александра Романова, для нужд Сочи потребуется не менее 2-2,5 млн тонн металлопродукции. Сейчас до 50% продающегося в регионе металла завозится из соседних Турции и Украины, в обратном направлении через порты Краснодарского края в большом количестве следует металлический лом. Между тем олимпийские обьекты вполне могут обойтись отечественным металлом, в первую очередь из Сибири и Урала — свои услуги им не раз предлагали отечественные гиганты «Мечел», «Евраз», ММК, «Северсталь».

«Северсталь» уже обеспечивает Сочи металлопрокатом. Компания «Спецморстрой» использует его при постройке порта, а «Мостотрест» — автомобильных развязок, «УС «ЮГСК» — при прокладке тоннелей, «Трансюжстрой» — при возведении железнодорожных путей. Наверняка не останется в стороне от железнодорожного строительства и «Евраз», выпускающий 75% российских рельсов.

Александр Романов отмечает, что за последние два года целый ряд компаний-членов РСПМ открыли представительства и производственные филиалы в районе Сочи, Краснодарского края и Юга в целом. Они планомерно наращивали поставки и увеличивали сортамент предлагаемой продукции, закреплялись на этом перспективном рынке. «Желание инвестировать в долгосрочные проекты зависит от экономической конъюнктуры. Применительно к олимпийским объектам проблем с поставками металлопродукции не было даже до кризиса. Теперь, когда предложение превышает спрос, их уж точно не будет», — констатировал председатель Совета директоров компании «Инпром» Игорь Коновалов.

Кирпич.

По мнению генерального директора УК «ТИБЛ-груп» Алексея Калинова, оценить объемы кирпича, необходимые для строительства олимпийских объектов, достаточно затруднительно, «но очевидно, что они будут измеряться сотнями миллионов штук». «С точки зрения экономической целесообразности, поставки кирпича должны обеспечить регионы ЮФО. Во-первых, это традиционно локальная продукция, поскольку из-за своей относительно низкой цены и большого веса география ее распространения естественно ограничена. Во-вторых, в ЮФО достаточно компаний-производителей качественного кирпича», — объяснил Калинов. По его словам, «ТИБЛ-груп» уже поставляет кирпич на объекты, возводимые по олимпийским программам, однако пока и сроки, и объемы поставок несколько меньше, чем ожидали в компании: строительство ведется не так быстро, как хотелось бы. Директор по маркетингу, сбыту и внешнеэкономической деятельности ОАО «Славянский кирпич» Игорь Слупский считает, что сильно рассчитывать на олимпийскую стройку его коллегам не стоит. «Во-первых, основной объем олимпийских строек — это спортивные объекты: лыжные трассы, канатные дороги, трамплины, санные и бобслейные трассы, катки и т.п., а они не строятся из кирпича. Во-вторых, Сочи находится в зоне сейсмического районирования, что предполагает монолитно-каркасные сооружения с минимальным использованием кирпича. В-третьих, из-за сокращения бюджета олимпийских строек инфраструктурные объекты, которые могли бы быть построены из кирпича, скорее всего, будут построены по быстровозво-димой щитовой технологии». По прогнозам экспертов, ждать открытия новых крупных кирпичных предприятий с прицелом на Олимпиаду не стоит — почти все действующие игроки уже успели нарастить мощности. В 2007 году на заводе «Славянский кирпич» (Славянский район Краснодарского края) была открыта новая технологическая линия мощностью 20 млн штук лицевого кирпича в год. В 2008 году введен в эксплуатацию Маркинский кирпичный завод (город Шахты Ростовской области) мощностью 60 млн штук лицевого кирпича в год, а в 2009 году — завод ОАО «Славянский завод» (город Славянск-на-Кубани Краснодарского края) мощностью 120 млн штук поризованного кирпича в год. По наблюдению генерального директора ЗАО «ЮжНИИстром» Николая Гурова, большая часть новых предприятий, стараясь воспользоваться растущим спросом, ориентировалась на выпуск «рядового» строительного кирпича красного цвета. Он выделил завод керамического кирпича ОАО «Стройфарфор» в Ростовской области мощностью 60 млн штук в год и производство лицевого кирпича ОАО «Славянский кирпич» в Краснодарском районе мощностью до 20 млн штук в год. Наиболее успешными компаниями, производящими кирпич, в ЮФО стали ОАО «Новокубанский кирпичный завод», ООО «Фабрика керамических изделий» и ОАО «Губский кирпичный завод» Краснодарского края, ОАО «Донской кирпич», ОАО «Шахтинский кирпичный завод» и ОАО «Сальский кирпичный завод» Ростовской области. «Объем производства этих предприятий превышал 30 млн штук в год благодаря оснащенности европейским оборудованием», — оценил Гуров.

Железные преимущества морского транспорта

Весной стало известно, что ГК «Олимпстрой» сократила объем грузов, который планируется доставить на олимпийскую стройку в 2010 году по железной дороге, — с 18,6 млн до 10,4 млн тонн. Согласно официальным объяснениям, это связано с тремя факторами. Во-первых, увеличена доля грузов, которая придет в Сочи на морских судах и будет перегружена через порт, строящийся в Имеретинской низменности холдингом «Базовый элемент». Во-вторых, в связи с решением строить ледовые арены из металлоконструкций отпала необходимость в материалах для замешивания бетона. В-третьих, более активно предполагается использовать ресурсы Краснодарского края.

По данным Транспортной дирекции Олимпийских игр, с 2010-го по 2013 год в Сочи необходимо завезти около 53 млн тонн грузов, и этот объем пока скорректирован не был. Отмечается, что порт «Сочи Имеретинский» станет принимать суда с импортными партиями до 4 тыс. тонн — оборудованием, грузами в контейнерах и ящиках. Также через него пойдут негабаритные грузы, перевезти которые по железной дороге или автотранспортом затруднительно.


Автор: Сергей Семёнов