Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сентябрь-2010: олимпийский интерес российских и зарубежных компаний — участников Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» (3492)
Ванкувер слезам не верит (3341)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Флаги в руки (3323)
Ирина Дымова  
В лучах славы (3265)
Спортивный всеобуч (3590)
Мотор! (3311)
Лото по-русски (3488)
Здравствуй, Дедушка Мороз! (3466)
«Ничего плохого в адрес Сочи руководители олимпийских структур публично говорить не могут и не будут» (3425)
Максим Фёдоров  
«Новострой XXI»: уровни ответственности (5190)
Настройка на созидание (3914)
Сергей Семёнов  
Лакировка олимпийской действительности (3285)
Энергетическая башня (3380)
Игры с французским акцентом (4832)
И «звезда» с «звездою» говорит (3310)
Елена Яковлева  
Олимпийская миссия БОЛАРС (3386)
Идея бизнеса (3666)
Индустрия гостеприимства (3635)
Олимпийская дружба народов (3451)

Три года — как три дня

№ 3-4 (2010)
Количество просмотров: 3735
Версия для печати


Судя по восторженным отзывам испекторов МОК, при подготовке к Олимпиаде-2014 российская сторона быстро запрягала и еще быстрее поехала. Исполнилось уже три года с момента объявления Сочи столицей XXII зимних Игр.«Вестник Олимпиады» проследил реализацию мегапроекта в динамике.

235 объектов спорта и инфраструктуры предстоит построить к Олимпиаде в Сочи. К концу нынешнего года количество строящихся объектов достигнет 144, прогнозирует глава Минрегионразвития Виктор Басаргин. В настоящее время строятся 72 объекта, из них к Новому году должны быть завершены и сданы 34. «В зоне риска», по выражению вице-премьера Дмитрия Козака, находится только один объект из большинства запланированных к вводу в эксплуатацию в начале 2011-го — середине 2012 года — санно-бобслейная трасса: ее сдача может состояться лишь в конце 2012 года. По версии куратора проекта, время было потеряно из-за того, что «мы (в том числе органы государственной власти. — «Вестник») начали выдвигать свои, доморощенные идеи по поводу строительства трассы… возникли дискуссии вплоть до того, какие компании должны участвовать в этом, с применением каких технологий и т. д.». Теперь требуется форсировать процесс. «Этот объект очень важный для нас. У нас есть перспективы, потенциал. Можно было бы при заблаговременном создании тренировочной базы надеяться на соответствующий результат», — раскрыл карты Козак.

195 000 000 000 рублей — уточненная стоимость строительства олимпийских объектов в Сочи; ранее фигурировала цифра 206 млрд рублей. Премьер Владимир Путин объясняет это, во-первых, оптимизацией расходов, а во-вторых, активизацией бизнеса. В посткризисном 2010 году соотношение частных и государственных инвестиций по сравнению с кризисным 2009-м практически выровнялось — 29,1 млрд рублей и 29,7 млрд рублей. «Финансирование идет без задержек», — заверил Путин. В реализации мегапроекта задействовано 59 заказчиков, 187 строительных и 90 проектных организаций из 35 регионов РФ, 25 согласующих или контролирующих организаций. Среди ожидаемых эффектов — создание более 50 новых предприятий и 43 тыс. рабочих мест, подсчитал Дмитрий Козак.

60 000 000 000 рублей направит федеральный бюджет только в нынешнем году на развитие транспортной инфраструктуры к Олимпиаде. «В авангарде и по срокам, и по качеству работ» идут РЖД, чей олимпийский бюджет составляет 274 млрд рублей, отметил вице-премьер Александр Жуков. Самый затратный из реализуемых монополией проектов — совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»: она позволит в течение часа доставлять на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка до 20 000 пассажиров. Бюджет модернизации транспортной системы Сочи составляет 160 млрд рублей. В списке — 13 масштабных проектов, в том числе уже открытая в декабре 2009 года объездная автодорога, дублер Курортного проспекта, многоуровневая транспортная развязка «Адлерское кольцо», автодорожный мост через реку Сочи в Центральном районе, трасса М-27 на участке Адлер — Веселое, сеть автодорог Имеретинской низменности. После реализации всех проектов пропускная способность сочинских дорог вырастет в десятки раз, обещает министр транспорта РФ Игорь Левитин.

190 000 зрительных мест — общая вместительность 13 спортивных объектов, которые должны быть построены к Олимпиаде. При проектировании нескольких из них — комплекса на 16 тыс. зрителей для соревнований по горным лыжам и биатлону, горной медиадеревни, спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» и горноклиматического курорта «Альпика-Сервис» — эксперты архитектурной секции ГК «Олимпстрой» решили взять за основу архитектуру альпийских курортов. Особый акцент в проектах делается на постолимпийское использование. Планируется, например, что строящаяся в Сочи медиадеревня станет пешеходным городом, в котором разместятся и музей современного искусства, и парк-макет древней Олимпии, и православный храм. «Эта территория должна стать после 2014 года туристическим центром, привлекательным не только для любителей зимних видов спорта», — ставят задачи архитекторы «Олимпстроя». В свою очередь президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко подтвердил, что три спортивных объекта с крытым льдом строятся сборно-разборными: «Благодаря этому города, в которых никогда не было Олимпиады, имеют возможность получить себе реальный олимпийский объект, который найдет там вторую жизнь». Каким именно городам посчастливится, решится в ближайшее время. «На месте перенесенных объектов будут построены другие. Так, на месте малого хоккейного дворца возникнет современный торговый центр, а на месте дворца фигурного катания — велодром», — проанонсировал Чернышенко.

19000 человек трудятся сейчас на объектах в Сочи. Из них примерно 1,5 тыс. человек — иностранцы, 4 тыс. — жители Краснодарского края, 4,5 тыс. — жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, остальные представляют другие регионы РФ. К концу года численность рабочих увеличится до 35 000 человек. В мае предприятия, строящие олимпийские объекты, предлагали 4,5 тыс. вакансий, свыше 80% — с зарплатой 17 тыс. рублей. В основном, требуются бетонщики, каменщики, арматурщики, геодезисты, энергетики, механики, а также инженеры и бухгалтеры, перечислил руководитель департамента труда и занятости Краснодарского края Игорь Мелких. С начала года только в Сочинскую службу занятости обратилось более 3,4 тыс. желающих трудиться на олимпийских площадках. Представители специально созданного при службе координационного центра намерены ежедневно отправлять имеющиеся вакансии коллегам по всей стране, а те в свою очередь станут подбирать кандидатов для поездки в столицу Игр. Впрочем, и так очевидно, что кандидатов — предостаточно. В Северной Осетии готовых внести свой вклад в главную российскую стройку — 260 человек, а трудоустроены лишь двое; в Адыгее — соответственно 96 и 2 человека… Заместитель министра социального развития РФ Максим Топилин пообещал, что возведение олимпийских объектов не будет отдано на откуп гастарбайтерам: «По моим данным, сейчас в Сочи работает порядка 7-10% мигрантов. Мы пытаемся привлекать туда работников из республик Северного Кавказа. Такая задача была поставлена перед нами правительством, и мы будем ее реализовывать». При этом чиновник оговорил, что всех безработных из СКФО трудоустроить нереально: большинство из них — 300 тыс. — женщины.

1350 бойцов студенческих отрядов будут привлечены в нынешнем году к строительству олимпийских объектов — почти в семь раз больше, чем в прошлом, доволен прогрессом лидер общественного движения «Российские студенческие отряды» Павел Богатеев. Больше всего учащейся молодежи (около 1000 человек против прежних 150) будут работать на объектах РЖД, также их задействуют «Олимпстрой», «Газпром» и Росавтодор. Основной поток студотрядов направится в Сочи в июле. Основной объект, где ждут студентов, — совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Вице-президент РЖД Олег Тони заверил, что «платить им будут столько, сколько заработают»; в прошлом году зарабатывали от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

6000 гектаров требуется для размещения в Сочи спортивных объектов и инфраструктуры. Из них 237 га находятся в частной собственности. Дмитрий Козак называет это «одним из самых сложных и деликатных вопросов», с которыми приходится сталкиваться при подготовке к Играм. Предстоит переселить граждан из 614 индивидуальных жилых и 38 многоквартирных домов. По данным губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, к концу весны Имеретинскую низменность покинули хозяева 592 домов и 392 квартир. Глава региона выразил уверенность, что полностью этот процесс завершится в 2011 году. Для переселенцев необходимо построить 510 домов и 326 квартир. Первая очередь жилья уже возведена в селе Некрасовском. Из 112 запланированных здесь коттеджей более 50 были готовы в начале мая, остальные должны быть сданы к ноябрю.

70 предолимпийских соревнований по различным видам спорта пройдут на построенных в Сочи объектах в 2011-2012 годах, обещает Александр Жуков. Первые старты — по горным лыжам — состоятся уже в 2011 году, основные же придутся на 2012-2013 годы. Тем временем в мае была создана межведомственная тестовая комиссия, которой предстоит проверить эффективность системы управления олимпийскими объектами, транспортной и технологических систем предстоящих Игр. Тесты будут проводиться начиная с 2011 года и позволят отработать обеспечение безопасности ее участников и зрителей, а также оперативное реагирование на потенциальные нестандартные и чрезвычайные ситуации.

«Объекты в Сочи растут, как грибы»

Владимир Путин, председатель Правительства РФ:

— У нас был только красивый проект и большое желание провести Олимпийские игры. Пожалуй, ничего больше в Сочи не было. Сейчас объекты растут, как грибы. Мы используем Олимпиаду как хороший повод для развития инфраструктуры Юга России.

«Это самый крупный проект в Европе»

Жан-Клод Килли, председатель Координационной комиссии МОК:

— Масштаб работ, которые ведутся в Сочи, ошеломляет. Полагаю, это самый крупный и амбициозный строительный проект в Европе. И я рад, что работы идут строго по графику. Делается гораздо больше, чем было обещано. Особенно поражают успехи маркетинговой программы.

«Особому городу — особый статус»

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:

— Мы готовим проект закона о придании Сочи статуса города федерального значения. Надо вывести его из состава Краснодарского края. Это особый город: здесь все здравницы, здесь будет олимпийская столица. Нынешний статус Сочи мешает его развитию.

«Полюс спорта, мира и высокого духа»

Дмитрий Шпаро, директор клуба «Приключение», путешественник:

— 22 апреля молодежная лыжная экспедиция водрузила на Северном полюсе три флага: России, «Сочи-2014» и Года учителя. Теперь эти флаги — в Художественном музее Сочи на выставке «Испытание Севером». Сочи стал полюсом спорта, мира, высокого духа, современной цивилизации и культуры.

«Как минимум, повторить результат Канады»

Ирек Зарипов, четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в лыжных гонках и биатлоне:

 — В июне состоялись первые российские сборы в Сочи. Впереди — четыре года тренировок. Новая цель — Сочи, домашняя Олимпиада. Там нужно, как минимум, повторить результат Канады. Будем к этому идти.

«В Сочи должно быть лучше, чем в Ванкувере»

Никита Крюков, российский лыжник, олимпийский чемпион Ванкувера:

— Я очень горжусь тем, что стал послом «Сочи-2014». В Ванкувере, конечно, было хорошо, но в Сочи должно быть лучше. Поэтому сделаю все, что в моих силах, чтобы популяризировать наши Игры. Россия — вперед! Встретимся в Сочи!

«Олимпиада может подсказать новые сюжеты»

Федор Бондарчук, кинорежиссер, продюсер, актер:

— Олимпийские игры — новое в моей жизни. Не исключаю, что тема спорта, честной борьбы, а также темы социальные, связанные с отношением общества к людям с инвалидностью, могут стать основой для будущих картин.

«Заветное желание — спеть на открытии Игр»

Дима Билан, певец, посол «Сочи-2014»:

— Заветное желание любого музыканта или певца — спеть на открытии сочинской Олимпиады. И я не исключение. Мне бы этого очень хотелось!


Автор: Максим Фёдоров