–усска€ верси€
–”—
English version
ENG
ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

√отовитс€ специальный выпуск международного журнала Ђ¬естник ќлимпиадыї (3475)
—очи-2014: олимпийска€ арифметика (3503)
√  ЂЁнергогазкомплектї: генеральное качество (8850)
¬ирус олимпийского оптимизма (3487)
Ђ–осси€ оказалась в шкуре инвестораї (3564)
ѕоехали! (3631)
—ергей —емЄнов  
Ђя больше не буду говорить ѕутину, что надо поторапливатьс€ї (4375)
ќлимпиада-2014: возможности и риски (3916)
ЂЅольшинству строительных компаний выгодно работать с госзаказамиї (4101)
јртЄм ¬асильев  
Ђћассированного обращени€ в нашу сторону нетї (3532)
јртЄм ¬асильев  
“ест на гостеприимство (4225)
Ќужен нам берег Ћазурный (3518)
ƒорого и не сердито (3535)
Ќаследие и наследники (3456)
Ўирокий взгл€д на узкие места (3599)
—ергей —емЄнов  
√ород дл€ жизни или место дл€ тусовки? (3999)
»рина –одина   
ќстановить лавину (4124)
ќлимпийска€ разв€зка (4293)
¬зрывной эффект (3752)
јлЄна Ћаптева  
«олото, а не люди! (3557)
 онстантин  ухаренко  

ќкно в ≈вропу

є 6 (2009)
 оличество просмотров: 3691
¬ерси€ дл€ печати


ќлимпийский музей и туристический маршрут от “анаиса до —очи — два коренника в экономической упр€жке столицы XXII зимних »гр после 2014 года, считает автор открытого письма к президенту –оссии.

¬ №3 «¬естника ќлимпиады» было опубликовано открытое письмо старшего научного сотрудника археологического музе€-заповедника «“анаис» ¬алери€ „еснока к президенту –оссии ƒмитрию ћедведеву с предложением о создании в —очи на основе археологических материалов, найденных при исследовании пам€тников античной эпохи –оссии, ќлимпийского музе€, а также об организации туристического олимпийского маршрута от “анаиса до —очи. «—оздание ќлимпийского музе€ не только напомнит о преемственности, но может стать основой различных воспитательных, пропагандистских, идеологических проектов в области развити€ отечественного спорта, в программах, св€занных с подготовкой будущих ќлимпиад в –оссии, — высказывал уверенность автор письма. — —оздание ќлимпийского музе€ поможет вывести в свет огромное количество музейных сокровищ, позволит извлечь из запасников крупнейших и провинциальных музеев страны множество шедевров, имеющих как научную и художественную, так и общественную ценность».

¬ 2007 году –осси€ выиграла право провести первую в своей истории зимнюю ќлимпиаду. «¬естник ќлимпиады» убежден: чтобы она стала по-насто€щему €рким, запоминающимс€ зрелищем, необходимы такие же €ркие, нестандартные идеи дл€ ее попул€ризации в –оссии и за рубежом. ѕредложение ¬алери€ „еснока, по мнению редакции, относитс€ именно к таким иде€м.

— ¬алерий ‘едорович, имело ли ваше письмо резонанс?

— ќзвучена иде€ и начаты дискуссии по теме — это уже немало. — коллегами из  раснодарского историко-археологического музе€-заповедника договорились об организации будущей весной в кубанской столице выставки «ќлимпийский маршрут –оссии». ѕрофессора кафедры океанологии ё‘” Ћюдмила Ѕеспалова и ќльга »влиева предложили разработать очень интересный и перспективный морской вариант проекта. ƒоцент кафедры общей географии »рина „еркашина в новом году проведет со студентами экологический анализ маршрута.

¬едем переговоры с –оссийским госуниверситетом туризма и сервиса в —очи… «аинтересованность есть.

— ћорской вариант маршрута имеет исторический контекст?

— ќн — древнейший в истории цивилизации. Ѕез парусных кораблей, перевозивших людей и грузы в пространстве „ерного и јзовского морей, историю античной эпохи и представить невозможно: мор€ были покрыты гигантской сетью корабельных маршрутов, стекавших к Ѕосфору ‘ракийскому и св€занных с еще более густой сетью —редиземноморь€. Ёти сети держали собой общее культурное и экономическое пространство античного мира — огромный рынок со своими экономико-географическими зонами, разделением труда, специализацией зан€тий и ремесел с общим механизмом регулировани€ цен, движением капитала. ѕутешестви€ по „ерному и јзовскому мор€м отразились в мифах об аргонавтах, в «ќдиссее» √омера. ¬ географическом пространстве мифов об аргонавтах как надежные ориентиры упоминаютс€ реки —еверного и ¬осточного ѕричерноморь€: ‘асис — –иони, “анаис — ƒон, √ипанис —  убань, »стр — ƒунай… “ак что маршруты обозначены более трех тыс€ч лет назад.

— »де€ ќлимпийского музе€ прививаетс€ с большим, чем вы рассчитывали, трудом?

— ƒа. Ќо важно пон€ть — в организации музе€ решаютс€ несколько серьезных проблем. ¬о-первых, это нагл€дна€ иллюстраци€ отечественной преемственности с античными традици€ми спорта. ¬о-вторых, создание прецедента в организации масштабных проектов с участием крупнейших музеев и заповедников страны. ¬-третьих, возможность тематической спортивной концентрации музейных экспонатов, больша€ часть которых растворена в общих экспозици€х или хранитс€ в запасниках и дес€тилети€ми недоступна дл€ посетителей. ј еще ќлимпийский музей в —очи — это окно в ≈вропу. ¬ ќлимпийском музее в Ћозанне информации о спортивных артефактах античной эпохи –оссии вы не найдете, как будто наша страна — не преемница великой культуры и великой идеи спорта.

»з коллег-музейщиков многие поддержали ваше предложение?

— ћногие, но пока осторожно.

— „его они бо€тс€?

— Ќаши музеи существуют в далеком от совершенства правовом поле, €вл€€сь этакими феодальными структурами в услови€х капитализма.

— ‘еодальными?!

— ¬округ музеев выстроен частокол ограничений, доход€щих до бессмыслицы. ¬з€ть хот€ бы оценки де€тельности музеев. Ќынешний критерий — количество посетителей и доходы с кассы. ћузеи вывод€тс€ из категории научных учреждений, нет стратегии, межмузейных проектов, взаимодействи€ с турбизнесом… ћузеи ƒона посещают миллионы людей, но попробуйте хот€ бы в одном из них выпить кофе — не дозволено федеральными положени€ми! Ќа музеи вешают денежный оброк, свод€ их роль к обыкновенному производству, где главный критерий — прибыль. ¬о многих странах национальные музеи бесплатны, доходы складываютс€ из инфраструктуры — организации питани€, изготовлени€ сувениров, выпуска печатных изданий — как раз того, что нам запрещено.

— Ќедавний призыв президента к обществу включитьс€ в обсуждение реформ касаетс€ в том числе музеев и непосредственно св€занной с ними отрасли туризма.

— „етко сформулировать задачу — это музейщики в состо€нии. Ќо утвердить правила, по которым может быть осуществлен проект и заработает маршрут, — это вопрос к правительству. ƒалее включаютс€ рыночные механизмы: инфраструктура среднего предпринимательства — организаци€ отдыха, путешестви€, интерактивные формы, образовательные программы. —обственно, все это уже есть, но только на местечковом уровне и работает в четверть силы.

— ” вас есть рецепт того, как задействовать остальные три четверти?

— Ќеобходима площадка, на которой музейщики могли бы обсудить все вопросы — организационные и правовые. Ёта площадка — межрегиональный съезд музейщиков ёга –оссии с участием федерального и региональных правительств. ћожно сравнить с античным судном — и корабль на плаву, и паруса подн€ты, и маршрут определен, и ветер попутный. Ќо рулевое весло никак не поставим на корме…

— ѕолагаете, ќлимпийскому музею сопутствует попутный ветер?

—  онечно. » создаватьс€ он должен в пространстве новых технологий, как создаютс€ все олимпийские объекты. ѕри наличии академической экспозиции музей должен быть максимально приближен к театру, как в античные времена, — с историческими реконструкци€ми, театрализованным моделированием »гр древности. —ост€зательна€ культура древних неразрывно была св€зана с архитектурой и окружающей природой, с искусством, поэзией. ¬спомните: высшей наградой победителю был оливковый венок из јльтиса — св€щенной оливковой рощи в ќлимпии.

— „то такое олимпийска€ иде€, на ваш взгл€д?

— √уманизм, бескорыстие и нека€ сакральность в сост€зательной культуре.

— —акральность?

— ќреол св€тости побед на античных »грах может сегодн€ удивл€ть, вызывать улыбку или недоумение. ѕон€ть это действительно трудно — другой мир, другие люди, другое отношение ко времени и общественным идеалам. » возникает ощущение, что планка тех идеалов высока и дл€ нас пока недоступна… ѕобеда в ќлимпии имела абсолютное значение, причем не только в момент триумфа, но и много лет спуст€.  ак золото, она не тускнела от времени.

»сторик ѕавсаний описывает: в VI ќлимпиаду олимпионик Ёдот из города ѕале€, что в области јхай€, победил в беге, став первым олимпиоником из ахейцев. ¬ последующих олимпиадах ахейцам не везло, и тогда они решили: все дело в том, что земл€ку не было оказано должного почтени€, он произнес прокл€тие, а какой-то из богов это прокл€тие привел в исполнение… јхейцы отправили посольство к ƒельфийскому оракулу. Ѕог напомнил им о давней несправедливости, и они воздвигли статую в св€щенной роще ќлимпии с надписью: «Ёни€ сын, ахеец Ёдот, одержавший победу в беге, родину свою сделал славнее других…» — после чего стали побеждать в »грах. ћежду победой Ёдота и сооружением ему статуи прошло около 400 лет. —менились поколени€, но пам€ть о победителе в беге сохран€лась, обрастала легендами, становилась культом.

ј на мраморной стеле в √оргиппии (јнапа) высечены имена более 200 победителей сост€заний, проходивших в городе. —писок пополн€лс€ два века. ѕоразительна€ и завидна€ устойчивость традиций и общественной пам€ти! ¬ современности психологические, образовательные факторы в подготовке спортсменов приобретают исключительное значение. »нтеллект, традиции, пам€ть о достижени€х предшественников оказываютс€ столь же важными, как и тренировки. ≈вропа дорожит своими пам€тниками античного времени. Ќа основе преемственности с традици€ми формируетс€ и олимпийска€ иде€, и олимпийское образование.

— ¬ы отдаете себе отчет в том, что создание ќлимпийского музе€ требует значительных средств?

— Ёкономическа€ составл€юща€ проекта очевидна — грандиозные сооружени€ —очи все-таки не дл€ однособытийного использовани€. ќни должны работать и после ќлимпиады, чтобы не оказатьс€ бременем, разорительным пам€тником. » в этой стратегической перспективе создание ќлимпийского музе€ и организаци€ туристического маршрута — два коренника в экономической упр€жке —очи после »гр-2014.

— » не только, наверное, —очи?

—  онечно. Ёто пам€тники ƒона — “аганрог (древний  ремны), “анаис, јзов и –остов (собрани€ сокровищ золотых шедевров античного времени), ≈лизаветовское городище. ƒалее идут пам€тники “амани и јнапы — √ермонасса, ‘анагори€,  епы, √оргиппи€,  раснодар. Ќовороссийск — древний Ѕаты, √еленджик — древний “орик… ѕериод античности в мировой культуре — это полет с опорой на два крыла: —редиземноморье и ѕричерноморье-ѕриазовье. ќкраины ќйкумены, куда входили дес€тки городов и сотни поселений на юге нашей страны, сыграли исключительную роль и в культуре, и в экономике, и в формировании новой религии — христианства. јнтичность определила будущее ≈вропы. ¬ трудные времена обращались к античным традици€м, и эти времена мы называем эпохой –енессанса, ¬озрождени€. Ќаше классическое наследие понемногу осмысливаетс€ как недооцененное богатство. Ќезаслуженно забытое, оно выходит из рамок академических исследований и музейных экспозиций, становитс€ основой дл€ праздников, возрождени€ обычаев театрализованных зрелищных программ и образовательных изданий — проектов, в конечном счете способствующих формированию гуманистических традиций, осознанию его как законного наследства. ќднако происходит это до обидного медленно. ѕримиритьс€ с этим нельз€: с каждым годом мы несем утраты и в историческом наследии, и в природном.


јвтор: јртЄм ¬асильев