Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Готовится специальный выпуск международного журнала «Вестник Олимпиады» (3561)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3626)
ГК «Энергогазкомплект»: генеральное качество (9029)
Вирус олимпийского оптимизма (3555)
«Россия оказалась в шкуре инвестора» (3660)
Поехали! (3710)
Сергей Семёнов  
«Я больше не буду говорить Путину, что надо поторапливаться» (4462)
Олимпиада-2014: возможности и риски (3988)
«Большинству строительных компаний выгодно работать с госзаказами» (4178)
Артём Васильев  
«Массированного обращения в нашу сторону нет» (3611)
Артём Васильев  
Тест на гостеприимство (4362)
Нужен нам берег Лазурный (3595)
Дорого и не сердито (3620)
Наследие и наследники (3536)
Город для жизни или место для тусовки? (4095)
Ирина Родина   
Остановить лавину (4209)
Олимпийская развязка (4376)
Взрывной эффект (3841)
Алёна Лаптева  
Золото, а не люди! (3640)
Константин Кухаренко  

Широкий взгляд на узкие места

№ 6 (2009)
Количество просмотров: 3671
Версия для печати


На примере олимпиад в Турине и Ванкувере «Вестник» составил список главных проблем, с которыми могут столкнуться организаторы Игр в Сочи.

Транспорт

Сейчас между Адлером и Красной Поляной проложена единственная двухполосная трасса. В программе олимпийского строительства значится совмещенная автомобильная и железная дорога. По левому берегу реки Мзымта будет проложена однопутная железная дорога с шестью карманами-развязками, позволяющая перевозить 12 тыс. пассажиров в час, и трехполосная автотрасса, дополняющая уже имеющуюся вдоль правого берега Мзымты двухполосную. Сочетание их возможностей позволит обеспечить доставку 20 тыс. пассажиров в час, что соответствует самым высоким стандартам.

Планируется решить и проблему давно устаревшей и узкой трассы Сочи — Краснодар. Участок вдоль моря до Джубги будет реконструирован, серпантин спрямят мостами там, где это возможно. Кроме того, расширят, начиная от Туапсе, железную дорогу, сделав ее двухпутной. После этого можно будет сесть на поезд, скажем, в Москве, и выйти из него без всяких пересадок в Красной Поляне, прямо у подъемника. Там же будут функционировать два больших транспортных хаба, с помощью которых можно попасть на соревновательные объекты кратчайшим путем.

Есть еще несколько проектов-бонусов — например, подъемники, позволяющие передвигать автобусы на больших платформах, чтобы сократить петлю главного олимпийского маршрута в горах. Однако из-за крайней дороговизны проектами они, скорее всего, и останутся. Транспортные планы у организаторов сочинских Игр — грандиозные и амбициозные. Уже сейчас очевидно, что строители столкнутся с жестким цейтнотом. Чтобы успеть к 2013 году сдать дорогу Адлер — Красная Поляна, придется прорубать тоннели со скоростью 500 метров в месяц… В миллионном Турине справиться с пассажиропотоком помогло метро — его строительство велось пять лет и обошлось в 600 млн. евро. А вот с доставкой к местам соревнований возникли проблемы. Несмотря на то, что сама трасса в горную часть была очень приличной, спортсмены и болельщики жаловались: на путь от объекта к объекту иногда уходило до пяти часов. В самом Турине проходили соревнования по пяти видам спорта, в Сестриере, удаленном от города на 37 км, — по семи, а в Бардонеккья, расположенном в 93 км от столицы Игр, — по трем. Таким образом, даже не стоило надеяться посмотреть в один день соревнования по бобслею и лыжным гонкам. Общую картину это, безусловно, смазало. У канадцев — свои сложности. Участники и гости Игр будут жить в двух олимпийских деревнях. В одной, в Ванкувере, разместятся хоккеисты, конькобежцы, шорт-трекисты, мастера керлинга и фигуристы. В другой, в Уистлере, а это примерно 120 км от Ванкувера, — все остальные. Две точки соединяет один мост с тремя полосами в каждом направлении через залив Беррард, на котором могут возникнуть заторы, поскольку это довольно узкое место. Ванкувер — не Пекин: блокировать город на время Олимпиады будет невозможно.

Жилье

Для Игр в Сочи построят две Олимпийские деревни, главная из которых будет располагаться на побережье Черного моря, дополнительная — в горах. То есть спортсменов расселят в непосредственной близости от объектов, на которых им предстоит блеснуть своим мастерством. А как быть с болельщиками? Министр спорта РФ Виталий Мутко уверен, что потенциал гостиничной инфраструктуры Сочи находится уже на таком уровне, что город и окрестности готовы принять олимпийских гостей хоть сейчас. С этим утверждением трудно согласиться, памятуя хотя бы об инвестиционном форуме, во время которого в Сочи не найти более или менее приличного жилья. И это при том, что на последний форум приехало 8 тыс. человек, на Олимпиаду же только атлетов прибудет более 5 тыс., а всего гостей — порядка 250 тыс. Поэтому масштабный план постройки гостиниц разной степени звездности отнюдь не выглядит лишним.

Для размещения гостей и участников Игр в Сочи планируется предоставить 6 348 пятизвездочных номеров, 17 483 — четырехзвездочных, 24 016 — трехзвездочных и 9 052 — двухзвездочных. Всего — 57 368 номеров. На данный момент в городе функционируют четыре пятизвездочные гостиницы с общим номерным фондом 223 единицы, 16 отелей «четыре звезды» на 2 004 номера, 69 гостиниц «три звезды» на 10 553 номера и 152 гостиницы «две звезды» на 12 522 номера. Всего — 25 321 номер.

Цифры достаточно серьезные, и МОК они вполне удовлетворяют. Однако нужно быть готовыми к тому, что количество гостей Сочи превысит прогнозы. В свое время Оргкомитет туринской Олимпиады обратился к горожанам с официальной просьбой сдавать свои дома во время соревнований, поскольку выяснилось, что построенных гостиниц все-таки не хватает. Российские болельщики, не успевшие заблаговременно забронировать места в отелях Ванкувера, на специализированных форумах пишут, что цены на квартиры сейчас в среднем составляют $1000 в сутки, а ближе к Играм поднимутся еще выше. Хотя власти Ванкувера клятвенно заверяли МОК, что недорогое комфортное жилье, пусть и не в гостиницах, в городе найдется для всех желающих.

Экология

Не раз подчеркивалось, что решение МОК отдать Олимпиаду Сочи было обусловлено во многом именно уникальностью природных условий в местах проведения соревнований. И не трудно предположить, что МОК будет с особой тщательностью следить за тем, чтобы и при подготовке, и при проведении Игр экологическая безопасность была здесь на самом высшем уровне.

Канадцы, считающие природу национальной гордостью, могут быть для россиян хорошим примером. Так, тепло, выделяющееся в результате работы мощной охладительной установки на горе Уистлер, будет использовано для обогрева других спортивных сооружений. В Олимпийской и Паралимпийской деревнях будут созданы специальные птичьи заказники. На ручье Фалс-Крик, протекающем через территорию деревни, будут приняты меры для сохранения рыб. Более 22 тыс. кубометров древесных отходов, скопившихся на строительстве олимпийских объектов, будут тщательно рассортированы, часть пиломатериалов — продана или передана в дар, а мелкие обломки — превращены в щепу, смешаны с органическими удобрениями и использованы в природо-восстановительных работах в районе горы Уистлер.

Уникальный курорт Сочи заслуживает не меньшего уважения. С самых высоких трибун заявляется о приоритетном внимании к Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику Однако по ряду пунктов власти и экологи не находят пока взаимопонимания. Ученые обращают внимание и на другую серьезную угрозу. По их оценке, канализация, проектируемая для города с населением в 240 тыс. человек (уже сейчас в так называемом Большом Сочи проживают более 400 тыс.), находится в критическом состоянии, а единовременный приток большого числа людей может вызвать здесь настоящую экологическую катастрофу, сопровождаемую загрязнением прилегающих морских вод и вспышками эпидемий. Поэтому лозунг функционеров МОК о том, что олимпиады должны быть чистыми, имеющий в виду недопустимость применения допинга, российскому Оргкомитету стоит воспринять в буквальном смысле.

Безопасность

Олимпиада, приковывающая взоры всего мира, — идеальное место для террористических актов и провокаций, и возможности, а также наглость тех, кто их совершает, постоянно растут. Истребители, патрулирующие олимпийское небо, зенитки, расставленные по периметру зон спортивных соревнований, боевые катера морской пехоты, охраняющие прибрежные воды, — все это уже давно перестало быть экзотикой. Даже в относительно спокойном Турине боевое дежурство несли не менее 20 тыс. солдат и полицейских, подкрепленных немалым числом боевой техники. На один комплекс видеонаблюдения, ставший глазами и ушами силовиков, итальянцы потратили почти 90 млн. евро. Можно только догадываться, какой ценой и какими усилиями придется обеспечивать безопасность соревнований России. Игры в Сочи будут проводиться в условиях близости к Абхазии, которую почти весь мир считает частью Грузии и которую последняя не теряет надежды вернуть, пусть даже и силовым путем. Северный Кавказ в целом также выглядит скорее спящим, чем потухшим вулканом.

В Турине многие жаловались на затрудненность передвижения между олимпийскими объектами, на сложную и неэффективную систему проверок и аккредитаций. Российских правоохранителей едва ли можно заподозрить в большей мягкости. Однако сделать так, чтобы их работа была максимально тонкой и незаметной, вполне по силам. Ведь когда рядом постоянно находится спецназовец с грозным лицом и автоматом, лицезрение соревнований и уж тем более участие в них доставляет мало удовольствия.


Автор: Сергей Семёнов