Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Готовится специальный выпуск международного журнала «Вестник Олимпиады» (3541)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3587)
ГК «Энергогазкомплект»: генеральное качество (8995)
Вирус олимпийского оптимизма (3538)
«Россия оказалась в шкуре инвестора» (3637)
Поехали! (3691)
Сергей Семёнов  
«Я больше не буду говорить Путину, что надо поторапливаться» (4441)
Олимпиада-2014: возможности и риски (3969)
«Большинству строительных компаний выгодно работать с госзаказами» (4161)
Артём Васильев  
«Массированного обращения в нашу сторону нет» (3588)
Артём Васильев  
Тест на гостеприимство (4331)
Дорого и не сердито (3597)
Наследие и наследники (3518)
Широкий взгляд на узкие места (3652)
Сергей Семёнов  
Город для жизни или место для тусовки? (4075)
Ирина Родина   
Остановить лавину (4186)
Олимпийская развязка (4353)
Взрывной эффект (3819)
Алёна Лаптева  
Золото, а не люди! (3622)
Константин Кухаренко  

Нужен нам берег Лазурный

№ 6 (2009)
Количество просмотров: 3572
Версия для печати


Как пример правильного распределения функций между отдельными территориями в рамках одного курорта разработчики концепции «Наследие Игр» взяли Лазурный Берег Франции, рассказал заместитель министра регионального развития России Юрий Рейльян.

— За период так называемого инвестиционного бума 2000–2008 годов мы наконец осознали, что далеко не все инвестиции меняют мир к лучшему. Далеко не все капиталовложения способствуют дальнейшему устойчивому экономическому развитию. Мы видим, насколько противоречиво изменился облик наших городов. Видим, что значительное число инвестиционных проектов с точки зрения конкурентоспособности наших городов сыграли не в плюс, а скорее в минус. Это проблема не только российская, это проблема глобальная. Безусловно, для государственных проектов риск появления негативного наследия значительно выше, чем для частных. В любой стране мира компетентность государства как инвестора подвергается критике, как и культура государственного планирования. Подготовка к Олимпийским играм несет в себе все риски, связанные с неадекватным наследием. Концепция «Наследие Игр» должна обеспечить динамичное развитие Большого Сочи как универсального курорта с учетом непростых вызовов, которые и так стояли перед ним вне олимпийского контекста, а также с учетом того, что к 2014 году здесь будет создана новая значительная транспортная, гостиничная, спортивная и сервисная инфраструктура.

«Отличайся или умри!»

— Ключевой фактор устойчивости нынешнего положения Сочи очевиден. Это достаточно небольшой и уникальный промежуток морского берега, выступающий внутренним монополистом на рынке туристических услуг в нашей довольно специфичной стране, где порядка 80% населения по разным причинам — отсутствие заграничного паспорта, незнание иностранных языков и просто ментальные барьеры и привычки — не рассматривают для себя возможность отдыха за границей.

С одной стороны, для Сочи это прекрасно и позволяет уже сегодня принимать до 4,5 млн. туристов в год. С другой — это колоссально вредно: монопольное положение расхолаживает город, лишает стимула к прогрессу и, что самое неприятное, консервирует качество сервиса на советском уровне. Феномен Большого Сочи как единой здравницы, где есть все и для всех, где объединены все сервисы, идет с советских времен. При этом туристические услуги, как и все остальное, не нужно было продавать на свободном рынке, — их централизованно потребляло государство, направляя сюда граждан, и те пользовались такими услугами, какие были. Рыночный туристический механизм развивался с точностью до наоборот.

Между тем курорты продолжают жить в соответствии с известным маркетинговым законом «Отличайся или умри». Тихие лечебные курорты радикально отличаются от развлекательных, места буржуазные — от мест молодежных и творческих. И специализация таких регионов только нарастает. Ставя для Большого Сочи цель стать курортом мирового уровня, как прототип и модель можно рассматривать Лазурный Берег Франции. Мы его взяли за основу как пример правильного распределения функций между отдельными территориями в рамках одного курорта, имеющими при этом каждый свою специализацию. Есть чопорная буржуазная Ницца — средоточие дорогих автомобилей, ресторанов, отелей и услуг. А рядом — знаменитые Канны, нацеленные на привлечение другой категории — творческой публики. Поэтому Канны воспринимаются как антипод Ниццы. Теперь давайте на секунду представим, что кому-то во Франции пришла в голову мысль смешать это распределение. В чопорную Ниццу переезжает достаточно известный в узких кругах Каннский порнофестиваль вместе с сопутствующей ему группой молодежи, которая распугивает людей, ищущих спокойного отдыха, и все это превращается в кошмар. Большой Сочи, где каждый пытается делать все сразу и для всех, — и есть курорт с причудливо перемешанными специализациями. Именно в этом городе мы рискуем оказаться при подготовке к Олимпиаде-2014.

«Не пытайтесь продавать пиво и духи»

— Один мой знакомый на вопрос, почему ездит в Сочи работать, а не отдыхать, ответил: «Если я хочу шумного отдыха, то еду на Ибицу, если тихого — то на SPA-курорт, а в Сочи я получаю все сразу». Другой эксперт — еще откровеннее: «Можно продавать пиво и воблу, но не пытайтесь продавать пиво и духи». Большой Сочи — это территория площадью больше Москвы. Думаю, здесь сумеют разместиться все имеющиеся специализации и даже вырасти масса новых. Мы должны четко прописать каждую специализацию в особый район. Где-то должно быть шумно и весело, где-то тихо и спокойно, где-то буржуазно и дорого, где-то дешево, но при этом достойно. Важность правильной стратегии — в том, что она подавляет негативные тенденции и развивает позитивные. Лазаревское — это очень важный район Большого Сочи, находящийся на въезде в город. Здесь будет развиваться традиционный семейный отдых, недорогие уютные гостинцы, платные автостоянки, средней цены сервис и чистое море. Курорт будет «улавливать» более миллиона туристов и разгружать центральную часть Большого Сочи.

Если в центральном Сочи планомерно снижается доля семейного туризма, бюджетного отдыха, зато закономерно растет дорогой отдых и развиваются дорогие рестораны и магазины, то не нужно бороться с очевидным, а нужно продолжать эту традицию. Центральный район — это респектабельный район, где будет создана новая набережная. Она станет средоточием вечернего отдыха с большим количеством зелени, с огромным количеством ресторанов. В центре вырастет и Олимпийский университет, который станет дополнительным притяжением для молодежи.

За Адлером должно сохраниться положение крупного туристического центра, где будут сочетаться небольшие частные гостиницы и крупные отели. Эта конкуренция неплохо способствует развитию курорта. Имеретинка — единственное место в Сочи, где есть песок. У моря расположатся фешенебельные отели пяти звезд, а в глубине — трех звезд. Будет создан парк с аттракционами — один из лучших в Европе и мире, а также конгрессно-выставочный комплекс для постолимпийского использования конькобежного центра и медиацентра с круглогодичной их загрузкой.

Красная Поляна позволит получить реальный курорт европейского уровня. Об этом уже можно говорить во всеуслышание — такой качественной услуги на территории России не предоставлялось нигде. Единственный вызов Красной Поляне — некоторая автономность действий инвесторов, поэтому необходимо объединить их усилия.

Культурная весна и деловая осень

— Серьезным вызовом для Большого Сочи, как и для любого курорта, является сезонность. Это, пожалуй, самая серьезная проблема города: инвесторам невыгодно работать здесь всего несколько месяцев в году. Мы собираемся организовать цикл круглогодичных мероприятий под названием «Сочинская культурная весна», а также международный форум «Деловая осень». Кроме этого, предполагается задействовать тренинговый туризм, развивающийся огромными темпами и стремящийся за дешевыми номерами. Каждый из территориальных кластеров будет проводить собственные мероприятия по сглаживанию сезонности.

Нам не хотелось создавать новую программу, которая будет содержать очередной набор деклараций, и в итоге получится «как всегда». Три основных направления концепции «Наследия Игр» — это модернизированная инвестиционная среда, новейшие стратегии и технологии курорта, новые урбанистические стандарты для Большого Сочи. Если удастся эти проекты реализовать, то получим по-настоящему эффективное наследие, важное для всей страны.