Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Готовится специальный выпуск международного журнала «Вестник Олимпиады» (3541)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3587)
ГК «Энергогазкомплект»: генеральное качество (8995)
Вирус олимпийского оптимизма (3538)
«Россия оказалась в шкуре инвестора» (3637)
Поехали! (3691)
Сергей Семёнов  
«Я больше не буду говорить Путину, что надо поторапливаться» (4441)
Олимпиада-2014: возможности и риски (3969)
«Массированного обращения в нашу сторону нет» (3588)
Артём Васильев  
Тест на гостеприимство (4331)
Нужен нам берег Лазурный (3572)
Дорого и не сердито (3597)
Наследие и наследники (3518)
Широкий взгляд на узкие места (3652)
Сергей Семёнов  
Город для жизни или место для тусовки? (4075)
Ирина Родина   
Остановить лавину (4186)
Олимпийская развязка (4353)
Взрывной эффект (3819)
Алёна Лаптева  
Золото, а не люди! (3622)
Константин Кухаренко  

«Большинству строительных компаний выгодно работать с госзаказами»

№ 6 (2009)
Количество просмотров: 4160
Версия для печати


Для них это — гарантированное бюджетное финансирование и загрузка производственных мощностей на ближайшие три года, объясняет президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев.

— К Олимпиаде в Сочи предстоит построить более 200 спортивных и инфраструктурных объектов, причем в рекордно короткие сроки — всего за три года. Высшие российские чиновники утверждают, что это вполне реально. Между тем нельзя сбрасывать со счетов целый ряд факторов, в том числе дефицит по меньшей мере 60 тысяч строителей и 180 тысяч рабочих. Насколько серьезна, по вашей оценке, эта проблема? И как ее решать?

— Китай на подготовку к Олимпиаде-2008 мобилизовал всю имеющуюся рабочую силу. Но Китаю повезло — с его-то населением! Нужно пятьдесят тысяч строителей? Пожалуйста! Сто тысяч? Тоже не проблема. Тогда как в Великобритании, готовящейся принять Олимпиаду-2012, проблема нехватки рабочих рук стоит довольно остро, несмотря на приток гастарбайтеров из Восточной Европы. Понятно, что Сочи в ближайшие несколько лет ожидает строительные бум. Трудовая миграция неизбежна, и задача оградить главную российскую стройку от притока внешней рабочей силы не стоит. Масштаб таков, что трудовой рынок региона самостоятельно не справится. Впрочем, пока огромного количества иностранных рабочих там не наблюдается. Не забывайте, что госкорпорация «Олимпстрой» разработала стратегию кадрового обеспечения Игр-2014, которая предусматривает новейшие подходы к подбору кадров для работы на олимпийских объектах.

— По словам представителей «Олимпстроя», с начала 2009 года значительно увеличился интерес к проекту «Сочи-2014» строительных компаний: основное его преимущество — это гарантированное бюджетное финансирование, загрузка производственных мощностей на ближайшие три года. В условиях, когда количество компаний превышает количество тендеров, требования к первым наверняка ужесточатся. Кто — россияне или иностранцы — имеют больше шансов на получение олимпийских заказов?

— Шанс имеют все компании. Но в основном, насколько мне известно, в тендерах участвуют отечественные. И их интерес вполне оправдан и приветствуется. Был также ряд инициатив, связанных с участием компаний из стран СНГ, — их специально приглашали для возведения некоторых культурных объектов.

А требования и надо ужесточать — в плане качества выполнения работ. Что и происходит сейчас — введение системы саморегулирования ведет к «вычищению» рынка от недобросовестных застройщиков, фирм-однодневок. У строителей появилась возможность грамотно вести диалог с властью, способствовать устранению административных барьеров и стать локомотивом разработки новых стандартов.

— «Мы четко понимаем, что в связи с финансовым кризисом должны пересчитать все наши сметы по тем объектам, которые на сегодняшний день уже имеем», — заявлял в начале года теперь уже бывший президент ГК «Олимпстрой» Виктор Колодяжный. Вряд ли строительные компании пришли от этого заявления в восторг.

— Многие компании могут быть недовольны снижением цен. Вместе с тем большинству организаций выгодно работать именно с государственными заказами. Цены по ним могут быть снижены, но до определенной «критической точки». Чтобы компания не работала себе в убыток.

— Выступая летом на селекторном совещании президента с полпредами в федеральных округах, полпред в ЮФО Владимир Устинов заявил: «В национальных республиках ЮФО есть большое количество незанятых строителей, и мы надеемся на объекты нашей Олимпиады. Однако представители олимпийских предприятий никакого интереса к нашим национальным кадрам не проявляют — легче завезти турецкие, китайские. И все время звучит ссылка на тендеры, все время говорят: «Давайте, выигрывайте!» Ну, мы примерно представляем, как эти тендеры идут. Я думаю, что мы там ничего не выиграем…» Полагаете, дело обстоит именно так?

— Могу напомнить реакцию президента на это высказывание: «В ваших руках есть весь инструментарий, дайте при помощи этих инструментов им (ответственным за тендеры) по голове»… По закону, тендерная процедура должна быть абсолютно открытой, прозрачной, не закладывать каких-либо преференций для участников. Все российские строительные компании на общих основаниях имеют возможность принять в ней участие. В РСС создана рабочая группа по оказанию юридической помощи строительным организациям. Идет обсуждение схемы создания Третейского суда при РСС — эксперты понимают, что кто-то должен вмешиваться в споры. Все должно решаться в судебном порядке. Как это сделать, наши строители и муниципалы пока не понимают. Все привыкли к мэру, к администрации, к авторитетам. Подобная наша философия ни к чему хорошему не приводит. Но беда в том, что судебной практики у нас по многим вопросам просто нет. Или судебные решения почти всегда оказываются не в пользу строителей.

Олимпиадой-эталоном эксперты называют прошлогоднюю Олимпиаду в Пекине. Что из китайского опыта проектирования и строительства объектов спорта и инфраструктуры могла бы взять на вооружение Россия?

— В Китае использовались достаточно нестандартные, оригинальные, даже вычурные решения. Вопрос: нужны ли такие России? У них — равнина, огромные пустые пространства, у нас — горы и море…

Сейчас в развитие Сочи вкладываются миллиарды федеральных рублей. А что будет со всеми построенными объектами после Олимпиады? Они должны эффективно работать на благо людей. Для этого необходимо четко планировать.

Профессиональная мудрость гласит: «Хорошие строители строят не только для настоящего, но и для будущего». Взять главный стадион в Пекине «Птичье гнездо». Его сложно будет приспособить к другим, не связанным с Олимпиадой, мероприятиям: сиденья неподвижны, ибо сделаны из камня.

Поэтому для Сочи важным было решение о возведении ледовых дворцов из сборно-разборных конструкций. По окончании Игр дворцы перенесут в другие регионы, а на их месте возведут объекты рекреационной культуры, которые более востребованы в курортной зоне. Олимпийский менеджмент нужно строить грамотно и все рассчитывать на годы вперед — тогда будет меньше проблем. Но нужно и быть готовыми к тому, что некоторые объекты все-таки окажутся невостребованными, и необходимо будет правильно управлять ими после 2014 года.

— У вас есть рецепты того, как свести риски для проекта «Сочи-2014» к минимуму?

— Необходимо заниматься каждому своим делом. У нас достаточно сил, ресурсов и пока времени для того, чтобы все сделать правильно. Безусловно, будет много сложностей, неудач, потраченных нервов, но день Игр в конце концов наступит. Нужно думать только о хорошем, не забывать о том, что это честь — принимать в своем городе, в своей стране Олимпиаду. Процесс подготовки к Играм нужно воспринимать как что-то очень важное, историческое.


Автор: Артём Васильев