Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Готовится специальный выпуск международного журнала «Вестник Олимпиады» (3826)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3885)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»: сиять заставить заново (3879)
«Сочи — да!» (6277)
Виталий Дорофеев, Сергей Деркачев, Денис Савельев  
Себя показать (3873)
Виталий Дорофеев  
Момент истины (4037)
Максим Федоров  
«Олимпиада-2014»: возможности и риски (4116)
«Олимпстрой»: перезагрузка (5516)
Максим Фёдоров  
Климат — южный, ветер — северный (4254)
Артем Васильев  
На земле, в небесах и на море (3804)
Артём Васильев  
«Нам поручили важную миссию транспортного обеспечения Олимпиады» (4312)
Максим Фёдоров  
Олимпийский серпантин (4806)
ЗАО «Воронежстальмост»: 2 млн. тонн металлоконструкций за 6о лет (4209)
KSB: качество и компетентность (4158)
«Сочинцы не нуждаются в прививках патриотизма» (3818)
Никита Логвинов, Денис Савельев  
Хорошо забытое (3759)
Сергей Деркачёв  
Вызов принят (5742)
Виталий Дорофеев  
«Россия может проснуться, когда этого никто не ждет» (4016)
Людмила Боброва, Ирина Родина  
Атланты держат небо (3979)

Аппетит уходит во время езды

№ 5 (2009)
Количество просмотров: 3766
Версия для печати


Сочинская Олимпиада недосчитается некоторых проектов в транспортной сфере, теряющих актуальность в случае возникновения сложностей с финансированием, прогнозирует аналитик петербургского агентства SeaNews Лилия Аксенова.

— По заявлению главы Минтранса РФ Игоря Левитина, в условиях кризиса в полном объеме финансируются только три направления транспортной отрасли — проекты с использованием средств Инвестфонда, объекты для саммита АТЭС 2012 года и «Сочи-2014». Как вы полагаете, причина — объективно назревшая необходимость в масштабной модернизации транспортной инфраструктуры столицы XXII зимних Игр либо следствие намерений высшей российской власти реализовать амбициозные планы «провести лучшую в истории Олимпиаду»?

 — В целом обе эти причины актуальны. Инфраструктура Сочи давно нуждается в модернизации. Не стоит забывать, что власти, по заявлениям, были намерены развивать ее независимо от того, удалось бы России получить право на проведение Олимпиады и саммита АТЭС или нет. Естественно, в случае отсутствия крупных международных мероприятий все планы по модернизации были бы скорректированы в меньшую сторону, а на фоне кризиса — наверняка существенно сокращены. Однако в данном случае получается, что Олимпиада и саммит АТЭС играют на руку городам, в которых они будут проходить, — амбициозные планы по модернизации не будут сокращены из-за амбициозных планов властей.

— Среди наиболее значимых объектов — объездная дорога в обход Сочи, дублер Курортного проспекта и развязка «Адлерское кольцо», призванные разгрузить движение в городе в дни проведения Игр. Говорится исключительно о сильных сторонах этих проектов, а слабые?

— Существующая автомобильная дорога, часто называемая перевал, не отвечает современным требованиям, а с активизацией строительства инфраструктуры к Олимпиаде ее пропускная способность будет тем более недостаточной. Дорога М-27 Джубга — Сочи позволит значительно разгрузить центр Сочи. Следует, однако, иметь в виду, что ее строительство ведется в горной местности со сложными инженерно-геологическими условиями. По мнению некоторых специалистов, в новом проекте строительства трассы М-27 Джубга — Сочи учитывались наработки 1960–1980-х годов. С учетом же нынешних реалий в обеспечении транспортной пропускной способности можно ожидать, что пять тоннелей, которые должны быть проложены, станут в буквальном смысле узкими местами трассы.

— «Олимпийские» чиновники отказались от идеи строительства второго грузового порта. Собственно, голоса против звучали с самого начала, однако потребовалось больше двух лет, прежде чем они были услышаны. Какой все-таки фактор перевесил?

— По нашему мнению, основными факторами стали перерасчет потребностей в строительных материалах, сокращение инвестиций и финансирования из-за экономического кризиса. С момента объявления о проведении Игр в Сочи объемы завоза материалов для строительства объектов изменялись несколько раз, и только в сторону увеличения. Столь существенная разница цифр свидетельствует о существенных же неточностях в оценке потребностей в стройматериалах. Первоначально их требовалось 53 млн. тонн, затем — 68 млн., а после объявления Олимпиады цифра выросла в 2 раза и составляет около 103 млн. тонн. Министерство транспорта в свое время, при подсчете всех данных, обязалось обеспечить начиная с 2009 года завоз в город около 11 млн. тонн грузов ежегодно.

— На базе Сочинского морпорта планируется создать международный центр морских пассажирских и круизных перевозок. Как вам идея? Где гарантия, что услуги центра окажутся популярными, а значит, прибыльными?

 — Проект имеет положительные стороны — прием гостей и участников при проведении Олимпиады, а также использование соответствующей инфраструктуры после Игр. По оценкам Минтранса, всего к 2014 году в рамках программы реконструкции береговой инфраструктуры порта для приема пассажиров запланировано израсходовать 6,83 млрд. рублей. Однако, по нашему мнению, общественность больше интересуют не круизные маршруты, а возможность использовать морской транспорт для снижения нагрузки на пассажирский транспорт в городе, особенно в летний период. Гарантий того, что услуги центра окажутся популярными, не даст никто. Но если Сочи планирует развивать туристическую составляющую, данный проект, пожалуй, необходим.

— Самый амбициозный из олимпийских проектов, реализуемых РЖД, — совмещенная железнодорожная и автомобильная трасса Адлер — «Альпика-Сервис». Не слишком ли сложен этот проект в реализации? Оправдает ли он ожидания во время, а также после Игр-2014?

— Самый большой урон этот проект нанесет экосистеме горного курорта. Вряд ли расходы на него окупятся даже в течение нескольких лет после Олимпиады.

— Насколько велики, по вашей оценке, риски того, что из-за кризиса не состоятся либо состоятся, но в более скромном виде, другие проекты олимпийской транспортной инфраструктуры?

— Такие риски, конечно, есть. Наверняка отпадут некоторые второстепенные проекты, которые не столь необходимы для проведения Игр и в условиях «дешевых» денег были бы выгодными, но с возникновением сложностей с финансированием потеряют свою привлекательность. «Под Олимпиаду» было объявлено великое множество проектов. В том числе и проект «Остров Федерация». Однако уже пошли разговоры о том, что с его реализацией возникают сложности…


Appetite leaves while driving

The Sochi Olympic Games will miss some projects in transport sphere, which in the conditions of «cheap» money would be favourable, but at appearance of problems with financing they would lose their urgency, predicts the analyst of SeaNews agency (St.-Petersburg), Liliya Aksyonova.

— According to the statement of the head of Ministry of Transport of Russian Federation Igor Levitin, in the conditions of crisis, the development of transport infrastructure for «Sochi-2014» will be financed in former volume. How do you think, the reason is objective necessity or a consequence of intentions of the higher Russian power to realise ambitious plans «to carry out the best Olympic Games in history»?

— In whole, both these reasons are actual. The infrastructure of Sochi requires modernisation for a long time. However, in this case it turns out that the Olympic Games and summit APECF play into the hands of cities where they will be carried out, — ambitious plans on modernisation will not be reduced because of ambitious plans of the authorities.

— Among the most significant objects is a loop road bypassing Sochi, the double of the Kurortny prospect and interchange «Adlerskoye koltso», called to remove traffic jams in days of carrying out of the Games. It is told only about strong sides of these projects, and what are weak?

— The existing highway, often named pass, does not meet modern requirements, and along with activization of building of infrastructure for the Olympic Games its throughput will be especially insufficient. Taking into account present realities, we can expect that five tunnels, which should be made, would become bottlenecks literally.

— On the basis of Sochi sea port it is planned to create sea international passenger and cruise transportation centre. How do you like the idea? Where is a guarantee, that centre services will appear popular and profitable?

— The project has positive sides — acceptance of visitors and participants during the Olympic Games, and also the use of infrastructure after the Games. However, in our opinion, the public is more interested not in cruise routes, but in possibility to use sea transport to decrease the number of passenger transport in the city, especially in summer period. But if Sochi plans to develop the tourist component, the given project, perhaps, is necessary.

— Most ambitious of the Olympic projects realised by the Russian Railways is the combined railway and highway line between Adler and «Alpika-service». Whether this project is too difficult in realisation or not? Whether it will justify expectations in time, and also after the Games-2014?

— The biggest loss this project will cause to the ecosystem of a mountain resort. I doubt whether the expenses will be requited even within several years after the Olympic Games.

Pavel Gubsky


Автор: Павел Губский