Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Готовится специальный выпуск международного журнала «Вестник Олимпиады» (3827)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3886)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»: сиять заставить заново (3879)
«Сочи — да!» (6277)
Виталий Дорофеев, Сергей Деркачев, Денис Савельев  
Себя показать (3874)
Виталий Дорофеев  
Момент истины (4037)
Максим Федоров  
«Олимпиада-2014»: возможности и риски (4116)
«Олимпстрой»: перезагрузка (5517)
Максим Фёдоров  
Климат — южный, ветер — северный (4255)
Артем Васильев  
«Нам поручили важную миссию транспортного обеспечения Олимпиады» (4313)
Максим Фёдоров  
Олимпийский серпантин (4806)
Аппетит уходит во время езды (3767)
Павел Губский  
ЗАО «Воронежстальмост»: 2 млн. тонн металлоконструкций за 6о лет (4210)
KSB: качество и компетентность (4159)
«Сочинцы не нуждаются в прививках патриотизма» (3819)
Никита Логвинов, Денис Савельев  
Хорошо забытое (3760)
Сергей Деркачёв  
Вызов принят (5742)
Виталий Дорофеев  
«Россия может проснуться, когда этого никто не ждет» (4016)
Людмила Боброва, Ирина Родина  
Атланты держат небо (3980)

На земле, в небесах и на море

№ 5 (2009)
Количество просмотров: 3804
Версия для печати


Транспортная инфраструктура — одна из самых важных и дорогостоящих в бюджете организаторов Игр-2014.

При общем сокращении ассигнований на отрасль транспортная инфраструктура для Сочи-2014 финансируется в прежнем объеме. Даже больше: по сравнению с прошлым годом объем средств увеличился — с 300 млн. до 400 млн. рублей. «Речь идет о полной перестройке Сочинского транспортного узла», — подчеркивает премьер-министр РФ Владимир Путин. При этом высокопоставленные кураторы мегапроекта нашли в себе мужество отказаться от строительства второго грузового порта, а Внешэкономбанк выделил почти десятимиллиардный кредит, чтобы обезопасить проекты строительства первого грузового порта и реконструкции аэропорта.

В начале 2009 года Владимир Путин подписал распоряжение о создании некоммерческой организации «Транспортная дирекция Олимпийских игр». В ее задачи входит контроль над проектированием и строительством транспортных инфраструктурных объектов, ходом поставок материально-технических ресурсов и перевозкой пассажиров на период подготовки и проведения XXII зимней Олимпиады «с последующим функционированием в интересах горноклиматического района». В рамках реализации федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России» и «Развитие транспортной системы России» в 2009–2015 годах на обеспечение деятельности дирекции за счет федерального бюджета будет выделено 7,7 млрд. рублей.

Одним из учредителей новой структуры выступил Минтранс РФ. «У нас есть детальный план строительства транспортной инфраструктуры в Сочи, — заверил глава министерства Игорь Левитин. — Причем оно планировалось нами до судьбоносного голосования в Гватемале». Министр признал, что под влиянием кризиса запланированные ранее расходы на отрасль были урезаны. Секвестирование не коснулось трех направлений — проектов с использованием средств Инвестфонда, объектов для саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится в 2012 году во Владивостоке, и программы «Сочи-2014». Из 218 объектов, которые должны появиться к 2014 году в Сочи, транспортных — 47. Они распределены между ГК «Олимпстрой», ОАО «Российские железные дороги», Росавтодором, Росавиацией и Роспортречфлотом, администрациями Краснодарского края и Сочи. В прошлом году затраты на создание транспортной инфраструктуры для Олимпиады оценивались в 305 млрд. рублей, что было сопоставимо с бюджетом всей прежней ФЦП по развитию Сочи как горноклиматического района (314 млрд. рублей). Сегодня цифра выросла до 400 млрд. рублей.

Один — хорошо, а два — хуже

Австрийский строительный концерн Strabag рассчитывал получить в Сочи генподряды стоимостью свыше 1 млрд. евро. Однако в начале августа появилась информация о том, что сейчас в копилке Strabag — только один контракт на 62 млн. евро. Со слов представителя компании Кристиана Эбнера, инвесторы стали отказываться от озвученных ранее проектов. Был назван и генеральный директор холдинга «Базовый элемент» («Базэл») Олег Дерипаска, владевший до недавнего времени блокирующим пакетом Strabag. Одного этого негативного факта хватило бы, чтобы перечеркнуть весь позитив, месяцами аккумулируемый официальной Москвой. Но поспело опровержение.

«Базовый элемент» рассматривает свое участие в строительстве олимпийской инфраструктуры как приоритетное и в соответствии с графиком продолжает реализацию проектов», — говорилось в сообщении пресс-службы холдинга. Сложное финансовое положение «Базэла» — секрет Полишинеля. Олег Дерипаска никогда публично не признается, но можно предположить, что он в самом деле подумывал если не совсем отказаться от участия в проекте «Сочи-2014», то свести его к минимуму. Однако это означало бы существенный удар по репутации, причем не только и даже не столько «Базэла», сколько высшей российской элиты. Последняя допустить такого, понятно, никак не могла. Несколькими месяцами ранее — в марте 2009-го — Внешэкономбанк выделил ООО «Порт Сочи Имеретинский» долгосрочный кредит на сумму 4 млрд. рублей, предназначенный для финансирования его (порта) строительства.

Морской грузовой порт строится в устье реки Мзымта для доставки на олимпийские объекты инертно-строительных материалов. Он способен принимать суда грузоподъемностью до 5,5 тыс. тонн и длиной до 140 метров. Первая очередь порта была сдана 26 декабря 2008 года и имеет мощность 5 млн. тонн в год. С вводом второй очереди мощность бы удвоилась. Но сбыться этому не суждено. «Мы определили десять грузовых площадок для складирования и перевалки грузов, что дало возможность отказаться от строительства второго морского порта и сэкономить 8,5 млрд. рублей», — заявил вначале июня вице-премьер Дмитрий Козак. Немногим позднее Игорь Левитин озвучил подготовленное Олимпийской транспортной дирекцией предложение создать вместо второго стационарного порта временный грузовой район. Министр рассказал, что технологиями по организации соответствующих объектов владеют и российские, и западные компании.

Согласно задумке, к 2014 году район закроется, а оставшаяся после него площадка будет использоваться для нужд города. «Данное предложение связано с оптимизацией грузопотока, — объяснил Игорь Левитин. — В нынешнем году госкорпорация «Олимпстрой» подала заявку на переработку 65 млн. тонн грузов, что меньше, чем планировалось». «Против строительства второго порта выступали местные жители, экологические и общественные организации, ученые, — напомнил координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха. — Но, скорее всего, главную роль сыграла не экологическая опасность проекта, а очевидная его ненужность в совокупности с высокой стоимостью строительства». В то же самое время тандем власть — инвестор не отказался от планов перепрофилировать после Олимпиады грузовой порт в современную международную марину для приема от 400 до 500 яхт. А пока суд да дело, Владимир Путин подписал распоряжение, разрешающее «многократный заход до 30 декабря 2010 года иностранных судов в районы внутренних морских вод Российской Федерации». «Морской путь доставки грузов для строительства олимпийских объектов — наиболее эффективный, безопасный и создает меньше неудобств жителям Сочи», — прокомментировал Дмитрий Козак.

Полеты наяву

Тучи сгустились и над другим стратегическим объектом, «закрепленным» за «Базовым элементом», — международным аэропортом Сочи. Он входит в десятку крупнейших аэропортов России и занимает, согласно данным Транспортной клиринговой палаты по итогам 2008 года, девятое место среди аэропортов страны по пассажиропотоку (около 1,6 млн. человек). Регулярные и чартерные рейсы из сочинского аэропорта выполняют 35 авиакомпаний, их маршрутная сеть включает более 50 внутренних и зарубежных направлений. Это один из немногих аэропортов на Юге России, способный принимать лайнеры типа Boeing и Airbus. Как и в случае с морским грузовым портом, «летную погоду» аэропорту обеспечил Внешэкономбанк, открывший для «Базэла» кредитную линию на сумму 5,4 млрд. рублей сроком на 10 лет. Прием пассажиров аэровокзальный терминал Сочи ведет с 1 января 2009 года. После того как первая взлетно-посадочная полоса (ВПП) была удлинена до 3,5 км, здесь садятся самолеты любого типа.

Модернизация второй ВПП позволит принимать их при любых погодных условиях. Пропускная способность павильонов аэровокзала — 800 пассажиров в час на внутренних воздушных линиях и 130 — на международных. Сейчас, как сказано на официальном сайте «Базэла», завершается строительство нового аэровокзала. По его окончании аэропорт сможет обслуживать до 2500 пассажиров в час. Отмечается, что в новом терминале будут применяться самые современные технологии: стойки самостоятельной регистрации, 100-процентный трехуровневый досмотр багажа и автоматическая его сортировка, круглосуточный мониторинг безопасности, система видеонаведения самолетов на место стоянки с телескопическим трапом. Кроме того, аэропорт оснастят IT-системами, а также комплексом средств для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. По подсчетам Росавиации, полная реконструкция аэропорта, включая обновление средств системы аэронавигации и метеорологического обеспечения, обойдется в 23,13 млрд. рублей.

Чем глубже, тем лучше

В июле 2009 года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердила проект реконструкции морского торгового порта Сочи. Он построен в 1955 году, имеет 15 причалов общей протяженностью 1401 метр, семь из которых предназначены для малых пассажирских судов местного сообщения. Глубина вдоль мелководных причалов — около 5 метров. Грузовой причал — всего один, его длина — 146 метров. Круизные лайнеры из-за узости фарватера заходить в порт не могут. «Сегодня в Сочи нет причала для крупных круизных судов: они швартуются на рейде, — сожалеет вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов. — Мы возим туристов на берег катерами — это крайне неудобно и неэффективно». План реконструкции предполагает создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок. В проекте будут присутствовать государственные и частные средства. Росморпорт построит на деньги из Центра глубоководную гавань для приема крупнотоннажных пассажирских лайнеров и гидротехнические сооружения; сами портовики привлекут частный капитал и обеспечат необходимые объекты инфраструктуры.

Общие затраты федерального бюджета на развитие портовой инфраструктуры к Олимпиаде оценивались до кризиса в 22 млрд. рублей. Половина суммы — 11,3 млрд. — цена реконструкции Сочинского морпорта.

Олимпийской столице — олимпийскую скорость

Треть от всех олимпийских транспортных расходов составляют расходы на дорожное строительство. Среди наиболее значимых объектов — объездная дорога в обход Сочи, дублер Курортного проспекта и развязка «Адлерское кольцо». Все три решают одну стратегическую задачу — избавить город-курорт и его окрестности от «пробок». Согласно расчетам ЗАО «Институт «Стройпроект», интенсивность автомобильного движения в центре Сочи достигает в летние месяцы 32 тыс. автомобилей в сутки и более при средней скорости менее 10-15 км/ч. Объезд строится до неприличия долго — свыше 20 лет. Из 17,7 км дороги к настоящему времени построено более половины, рассказал руководитель Дирекции по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Владимир Кужель. Ничто не помешает сдать дорогу уже в ноябре нынешнего года, категоричен Игорь Левитин.

Первый этап дублера Курортного проспекта протяженностью 5,7 км должен быть готов к концу 2012-го, второго (4,5 км) и третьего (5,3 км) — к 2013 году.

Проект «Адлерского кольца» состоит из двух развязок на улицах Ленина и Насыпной, соединенных между собой эстакадой. Появятся надземная эстакада (протяженность — 580,5 метра) и три путепровода (два — по 34,18 метра и один — 22,4 метра). Строительство стартовало 1 июля 2009 года и займет около трех лет. По данным Росавтодора, всего в рамках развития транспортной инфраструктуры олимпийской столицы планируется построить девять развязок: пять — в Сочи, четыре — в других районах Краснодарского края. На развитие дорожного хозяйства Сочи из федерального бюджета будет выделено 135 млрд. рублей.


On the earth, in heavens and in the sea

Transport infrastructure is one of the most important and expensive in the budget of organizers of the Games-2014

At the general reduction of provision for branch, transport infrastructure for Sochi-2014 is financed in former volume. Thus, the high-ranking curators of megaproject had courage to refuse building of the second freight port, and «Vnesheconombank» allocated almost 10-billion credit to secure the building projects of the first freight port and airport reconstruction. In the beginning of 2009 Vladimir Putin has signed the order about creation of the non-commercial organisation «Transport management of the Olympic Games». It includes the control over designing and building of transport infrastructural objects, a course of deliveries of materials and transportation of passengers for period of preparation and carrying out of the XXII winter Olympic Games. Ministry of Transport of the Russian Federation acted as one of founders of the new structure. From 218 objects, which should appear by 2014 in Sochi, 47 are transport objects. Today the expenses for creation of transport infrastructure for the Olympic Games have grown up to 400 billion roubles.

One — it is good, and two-are worse

«Vnesheconombank» has allocated to «Port of Sochi Imeretinsky» Ltd the long-term credit of 4 billion roubles, intended for financing its building.

The sea cargo port for delivery to Olympic objects inert-building materials, is under construction in a mouth of the river Mzymta. It is capable of accepting vessels having burden capacity up to 5,5 thousand tons and length of 140 metres. The port first stage was put into operation on December, 26th, 2008, and has capacity of 5 million tons a year. Together with the second stage its capacity would double. But it will not come true. «We chose ten cargo platforms for warehousing and transfer of cargoes; it gave us the chance to refuse building of the second seaport and to save 8,5 billion roubles», — vice-premier Dmitry Kozak has declared in the beginning of June.

Later, Igor Levitin read the offer to create temporary cargo area instead of the second stationary port, prepared by Olympic transport management. By 2014 the object will be closed, and the platform, which would remain after it, would be used for city needs.

Flights in reality

The international airport of Sochi is one of the ten largest airports of Russia and, according to the results of2008, It takes the ninth place among the country airports for passenger traffic (about 1,6 million persons). Its route network includes more than 50 internal and foreign directions. It is one of the few airports in the south of Russia capable of accepting liners of Boeing and Airbus type. As well as in a case with sea cargo port, «flight weather» to the airport was provided with the help of «Vnesheconombank», which opened for «Bazel» the line of credit of 5,4 billion roubles for 10-year period. According to Rosaviatsiya data, airport full reconstruction will cost 23,13 billion roubles. The deeper, the better In July, 2009 the Federal Agency of ecological, technological and nuclear supervision approved the project of reconstruction of sea trading port in Sochi, constructed in 1955. The depth along shallow moorages is about 5 metres. The plan of reconstruction involves the creation of the international sea passenger centre and cruise transportations. Rosmorport will construct the deep-water harbour on Center money to accept large-capacity passenger liners and hydrotechnical constructions; port-workers will attract private capital and will provide necessary objects of the infrastructure. The general expenses of the federal budget for development of a port infrastructure to the Olympic Games were estimated before crisis at 22 billion roubles. Half of this sum — 11,3 billion, is the price of Sochi sea port reconstruction.

To Olympic capital — Olympic speed

Third of all Olympic transport expenses is made by expenses on road building. Among the most significant objects — a loop road bypassing Sochi, the double of the Kurorrtny prospect and interchange «Adlerskoye koltso». All three solve one strategic problem — to remove traffic jams from city-resort and its vicinities. The first stage of the double of the Kurortny prospect of 5,7 km length should be ready to the end of 2012, the second (4,5 km) and the third (5,3 km) — by 2013. The project «Adlerskoye koltso» consists of two interchanges connected by a platform. Building started on July, 1st, 2009, and will take about three years. According to Rosavtodor, within the framework of development of transport infrastructure of Olympic capital, it is planned to construct nine interchanges: five — in Sochi, four — in other areas of Krasnodar territory. For development of Sochi roads 135 billion roubles will be allocated from the federal budget.

Artem Vasilyev


Автор: Артём Васильев