Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Сочи-2009»: олимпийский интерес инвесторов (3719)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3793)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»: В городе Сочи-белые ночи (3830)
«Гватемала для нас — счастливая страна» (3774)
«Российский бриллиант сверкает все ярче» (3878)
Сергей Павлов  
Третий пошел (3894)
Максим Федоров  
Первые заморозки (3981)
Галина Шувалова  
Стандартный подход (4720)
Не он первый, не он последний (4396)
Максим Федоров   
Светить всегда (3638)
«Подготовку к Олимпиаде оцениваю на «четверку» (3948)
Взрывы созидания (4187)
Олимпийский выбор (5418)
Насосы в строительстве и городском хозяйстве: высокие технологии для жизни (4073)
Чрезвычайные и полномочные (3938)
Виталий Дорофеев  
А не послать ли нам гонца? (4485)
Ирина Фомина  
Комсомольцы-добровольцы (3856)
Сергей Деркачёв  
Дело доброй воли (6637)
Ирина Родина  
В Ванкувер — с пылающими сердцами (5536)
Виталий Дорофеев  

«Выведение проекта в ноль — уже хорошо»

№ 4 (2009)
Количество просмотров: 3769
Версия для печати


Значительно повысить привлекательность олимпийского проекта мог бы перенос южной игорной зоны в Сочи, рассуждает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

— Если верить заявлениям вице-премьера Дмитрия Козака, все «олимпийские» инвесторы верны своим докризисным обещаниям участвовать в проекте «Сочи-2014». Тем не менее не получится ли так, что часть компаний, оказавшихся в наиболее сложном экономическом положении, возьмут свои слова обратно и основное бремя по созданию олимпийских объектов вынуждено будет переложить на себя государство?

— Проблема не в том, будут ли компании участвовать в реализации олимпийских проектов. Проблема — в коммерческой их составляющей.

Будут ли предприниматели действовать в рамках социальной ответственности бизнеса, то есть себе в убыток, либо инвестиции в Олимпиаду станут для них привлекательным коммерческим проектом?

Если олимпийские объекты будут лишены бизнес-составляющей и превратятся в «обязаловку» для крупных компаний, неизбежно начнет действовать схема «отката». То есть государство поможет где-то в другом месте и предоставит госгарантии, но за это потребует вложиться в социально значимый объект, даже убыточный. В этом случае перед бизнесом возникает дилемма: принимать помощь или нет? Если обременение — слишком тяжелое, то большинство игроков предпочтут обходиться своими силами.

Я несколько расхожусь в этом вопросе с нашими руководителями. Проекты, в которых участвует бизнес, обязательно должны иметь хотя бы минимальную коммерческую составляющую, хотя бы выйти в ноль. Нужно всем сейчас сесть и подумать, как резко повысить привлекательность Сочи для инвесторов.

— И как? У вас есть рецепты?

— В частности, проблему можно было бы решить путем переноса южной игорной зоны с границы Ростовской области и Краснодарского края в Сочи — на наплывные острова и превращения ее в эксклюзивную: пятизвездочные отели, рядом расположен курорт, ледовые дворцы, в которых можно кататься зимой и летом, базы для горнолыжного спорта… То есть это действительно был бы русский Лас-Вегас. Предложенная мера, в том числе, дала бы и дополнительные средства для Олимпиады.

— Предлагаете при реализации проекта «Сочи-2014» использовать доходы от сомнительной индустрии азарта?

— Негативные последствия игры на рулетке вполне можно нивелировать. Игорную зону в Сочи, так же, как и другие зоны, следовало бы закрыть от российских граждан, слабых умом и духовно, которые спускают там все деньги. Вторую игорную зону можно было бы организовать на острове Русский на Дальнем Востоке. Там бы у нас пол-Китая играло, и это было бы очень серьезным подспорьем для бюджета Дальнего Востока.

Помочь «передвинуть» игорную зону из «Азов-сити» в Сочи могли бы наши иностранные партнеры — например, голландские специалисты по намыву островов. Не нужно бояться концессий при реализации такого рода проектов!

— Как считаете, изменятся ли пропорции между бюджетным и спонсорским финансированием Игр?

—Сейчас не приходится рассчитывать на бюджетные деньги в том объеме, в котором предполагалось изначально. Поэтому нужны дополнительные коммерческие «морковки». Желающих поработать на сочинских объектах много — в случае выгодности инвестиций в них.

Поучителен подход организаторов лондонской Олимпиады 2012 года. Основной вопрос, который задают себе они: что будет после Игр? Впишутся ли олимпийские объекты в постолимпийскую жизнь страны? Потому что только в этом случае появляется дополнительное оправдание для их строительства. Государство при этом не просто готовит и проводит Игры, но и решает масштабную социальную задачу.

— Если бы заявка Сочи рассматривалась не в 2007 году, до кризиса, а сейчас, думаете, Россия была бы столь же настойчива в стремлении провести у себя Олимпиаду?

— Ну, мы же подали заявку на проведение чемпионата мира по футболу…

Не надо быть пророком, чтобы предвидеть: все компании — участники олимпийского строительства — могут понести убытки. Но зато методом построения грамотных коммерческих цепочек им будет предоставлена возможность выиграть в каких-то других проектах, чтобы компенсировать потери «на Олимпиаде». Речь не идет о каких-то сверхприбылях — выведение проекта «в ноль» уже будет неплохим результатом.

Это серьезная работа ответственных структур и в любом случае — «ручное управление», которое, к сожалению, сопряжено с рисками коррупции. Но если проект «Сочи-2014» приобретет публичность и прозрачность, все негативы минимизируются.


«To break the project even — anyway, that's something!»

The transfer of a southern gambling zone to Sochi could considerably raise attractiveness of the Olympic project, reasons the president of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Alexander Shokhin.

— Whether it will turn out so, that some companies, which are in the most difficult economic situation, would take their words back, and the main burden of creation of Olympic objects, the state would have to shift onto itself?

— It is not the problem, whether the companies will participate in realisation of Olympic projects. The problem is in their commercial part.

If Olympic objects are deprived of a business component and are turned into «obligation», «the kickback» scheme inevitably will start to work in big companies. That is, the state will help somewhere and will give state guarantees, but in return will demand to invest into socially significant object, even unprofitable. In this case appears the dilemma for business: whether to accept the help or not?

Projects, where business participates, should have minimum commercial component at least, to break even at least. It is necessary for everybody to think now how to raise the attractiveness of Sochi for the investors.

— Do you have formula?

— In particular, the problem could be solved by transferring of southern gambling zone from the border of Rostov region and Krasnodar regon to Sochi — to floating islands, and transformation of it into exclusive. For it to be Russian Las Vegas really. The offered measure would give also additional means for the Olympic Games. The approach of organizers of the London Olympic Games of 2012 is instructive. The main question they ask themselves: what will be after the Games? Whether Olympic objects will fit into country life after the Olympic Games? Because, only in this case, there is additional justification for their building.

— If the application of Sochi was not considered in 2007, before crisis, but now, do you think, Russia would be so insistent in its intention to hold the Olympic Games?

— Well, we have made the application for holding football World championship…

You don't have to be the prophet to expect: all companies — participants of Olympic building — can suffer losses. But the method of modeling of competent commercial chains will give them possibility to gain from other projects to compensate the Olympic Games losses. The case is not any superprofit — breaking the project even — anyway, that's something.

Maxim Fedorov


Автор: Максим Федоров