Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Сочи-2009»: олимпийский интерес инвесторов (3704)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3780)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»: В городе Сочи-белые ночи (3810)
«Гватемала для нас — счастливая страна» (3752)
«Российский бриллиант сверкает все ярче» (3862)
Сергей Павлов  
Третий пошел (3882)
Максим Федоров  
Первые заморозки (3966)
Галина Шувалова  
Стандартный подход (4709)
Не он первый, не он последний (4378)
Максим Федоров   
Светить всегда (3623)
«Выведение проекта в ноль — уже хорошо» (3756)
Максим Федоров  
Взрывы созидания (4169)
Олимпийский выбор (5398)
Насосы в строительстве и городском хозяйстве: высокие технологии для жизни (4054)
Чрезвычайные и полномочные (3920)
Виталий Дорофеев  
А не послать ли нам гонца? (4470)
Ирина Фомина  
Комсомольцы-добровольцы (3844)
Сергей Деркачёв  
Дело доброй воли (6603)
Ирина Родина  
В Ванкувер — с пылающими сердцами (5519)
Виталий Дорофеев  

«Подготовку к Олимпиаде оцениваю на «четверку»

№ 4 (2009)
Количество просмотров: 3934
Версия для печати


Инвесторам предлагаются только те проекты, где просматривается коммерческая перспектива. Там, где выгода не очевидна, выдвигать предложения частному бизнесу бессмысленно, убежден «олимпийский» вице-премьер Дмитрий Козак.

— Какую оценку вы бы поставили процессу подготовки к Олимпиаде?

— Если оценивать, как в школе, то «четверку». Хочется более слаженной работы госструктур. В проекте задействовано очень много организаций, ответственных за строительство, плюс огромное количество согласующих инстанций. Несмотря на максимальную политическую и организационную поддержку проекта, очень много времени уходит на всякого рода согласования. Следует очень сильно посочувствовать бизнесу, который занимается инвестициями в объекты капитального строительства. Из этого опыта мы должны извлечь уроки, упростить массу бюрократических процедур для бизнеса. Эта работа уже проводится.

—Срывы по каким-то объектам есть?

— По отдельным этапам работ есть небольшие задержки, но в целом это не влияет на сроки завершения проекта. У нас пока есть запас времени. Мы проанализировали опыт Ванкувера, Пекина, Лондона. Все стройки спортивных объектов в этих городах физически начинались, если ориентироваться на наш график, в 2010 г. Строительству предшествовал трехлетний подготовительный период. У нас массовое строительство начнется в 2009 г., на год раньше, чем у коллег. Хотя в России тоже научились быстро строить и можно было бы по некоторым объектам не торопиться. Даже эксперты Международного олимпийского комитета предлагали перенести начало строительства некоторых объектов на более поздние сроки. Но мы понимаем, исходя из нашей далекой от совершенства практики, что надо иметь запас прочности, и хотим начать раньше. Спортивные объекты будут построены уже к 2012 г.

—Вас не беспокоит то, что на половину из 14 главных спортивных объектов Олимпиады не найдены инвесторы?

— Никто и не ставил задачу, чтобы все 14 объектов построили инвесторы. Некоторые проекты по определению не окупятся. Инвесторам предлагаются только такие объекты, где просматривается малейшая коммерческая перспектива. Там, где выгода не очевидна — например, это центральный стадион или дворец для керлинга, — выдвигать предложения частному бизнесу бессмысленно. Сейчас в горном кластере все спортивные объекты, за исключением санно-бобслейной трассы, строятся инвесторами. Санно-бобслейная трасса, которая по экологическим соображениям была перенесена на новое место, сейчас перепроектируется и будет финансироваться государством. В отношении прибрежного кластера есть весьма перспективные инвестиционные бизнес-предложения. Еще некоторое время мы готовы к диалогу с потенциальными инвесторами относительно трансформации спортивных объектов в бизнес-проекты в постолимпийский период. Такие проблемы бизнес умеет решать более качественно и эффективно, чем государство.

—Частные инвесторы говорят, что готовы взять проекты, если их обеспечат кредитными ресурсами.

— По всем спортивным объектам и объектам инфраструктуры, которые имеют перспективу внебюджетного финансирования, Внешэкономбанк (ВЭБ) готов предоставлять льготные кредиты. Наблюдательный совет ВЭБа утвердил перечень таких объектов и зарезервировал деньги, исходя из сетевого графика их строительства. Условия предоставления кредитов на финансирование четырех олимпийских объектов уже утверждены, подписано три кредитных соглашения. Это долгосрочные кредиты, ставка по ним близка к ставке рефинансирования ЦБ.

—Некоторые девелоперы считают, что нужно, как по разнарядке, закреплять объекты за компаниями. А в директивной форме не хотите крупному бизнесу предложить взяться за олимпийские объекты?

— Ну, если кто-то склонен к садомазохизму, пусть попросит. Если это поможет, мы можем приказать. (Смеется.) Все-таки ключевая задача государства — создать максимально благоприятные условия для привлечения частных инвестиций. В отношении олимпийского проекта эту задачу в целом удалось решить. Для инвесторов нет проблем, связанных с подключением к инженерным сетям, согласованием документации по планировке территорий, оформлением прав на землю. Эти функции выполняет «Олимпстрой». Это касается не только спортивных сооружений, но и таких привлекательных объектов, как гостиницы, объекты электрогенерации.

—Будет ли создана инвестиционная компания для застройки Имеретинской низменности?

— Есть такая идея — всю Имеретинскую низменность со всеми спортивными объектами и жилой застройкой сформировать как единый инвестиционный проект и застроить с помощью кредитов ВЭБа. Но есть проблема: за счет ВЭБа мы финансируем только спортивные и инфраструктурные, т. е. труд-ноокупаемые, объекты. Что касается объектов чисто коммерческих, например жилья и гостиниц, на них госкредиты мы выделить не можем. Средств ВЭБа на все не хватит, а без этого финансовая модель не получается. Поэтому, скорее всего, идея так и останется идеей.

— Недавно появилась информация, что стоимость проведения Олимпиады оценивается уже в 1 трлн. руб. Во сколько обойдется стройка?

— Прогнозная стоимость Олимпиады, т. е. сооружения спортивных объектов и обслуживающих их объектов инфраструктуры, составляет 206 млрд. руб., из них 118 млрд. руб. — расходы федерального бюджета, остальное — частные инвестиции. С учетом новых бизнес-предложений, вероятнее всего, это соотношение скоро изменится в пользу бюджета. Хотя все эти цифры ориентировочные: сейчас невозможно абсолютно точно спрогнозировать конъюнктуру на строительном рынке до 2014 г. А вот суммарные расходы на развитие Причерноморского региона и Сочи, конечно, не ограничены вышеназванной суммой. Некоторые объекты были запланированы безотносительно Олимпиады. Например, объездная дорога вокруг Сочи спроектирована еще в начале 1980-х гг.

Источник: «Ведомости»


«I would give'D'for the preparation for Olympic Games»

Only those projects where the commercial prospect is seen, are offered to the investors. It has no sense to bring offers to private business, if the benefit is not obvious, the «Olympic» vice-premier, Dmitry Kozak, is convinced.

— How would you estimate the process of preparation for the Olympic Games?

— If to estimate like at school, «D». We want well coordinated work of state structures. Despite the maximum political and organizational support of the project, a lot of time is wasting on endorsement. We should deeply sympathise with business which invests into objects of capital construction.

— Are there failures at some objects?

— There are little delays at some stages of works, but as a whole, it does not influence the ending of the project in time. We have analysed the experience of Vancouver, Beijing, London. We will begin mass building in 2009, a year earlier, than our colleagues. Experts of the International Olympic committee suggested to transfer the beginning of building of some objects for later terms. But as we see from our far from perfect practice, that it is necessary to have safety margin, and we wish to begin earlier. Sports objects will be already constructed by 2012.

— Aren't you worried by the fact that investors are not found for a half of 14 main sports objects of the Olympic Games?

— Nobody set a task that all 14 objects was constructed by investors. Some projects will not be repaid. Only those projects where the commercial prospect is seen are offered to the investors. It has no sense to bring offers to private business, if the benefit is not obvious, — for example, it is the central stadium or a palace for curling. Now, in mountain cluster all sports objects, except tobogganing and bobsleighing tracks, are constructed by the investors. Tobogganing and bobsleighing tracks which were moved to new place for ecological reasons, will now be redesigned, and will be financed by the state. As for the coastal cluster, there are rather perspective investment business offers. For some time we are ready to discuss with potential investors the transformation of sports objects into business projects during the period after the Olympic Games. Business can solve such problems better and more effectively, than the state.

— And don't you wish to order big business to be responsible for Olympic objects?

— If it helps, we can order. (Laughs.) The key problem of the state is to create as much favorable conditions for attraction of private investments, as possible Concerning the Olympic project, this problem was solved in whole. For investors there are no problems concerning the connection to engineering networks, the endorsement of the territory layout documentation, registration of the title to the land.

— How much will the building cost?

— Predicted cost of the Olympic Games, i.e. the construction of sports objects and objects of infrastructure, makes 206 billion roubles, 118 billion roubles of them are the federal budget expenses, the rest — private investments. Taking into account new business offers, most likely, this parity will soon change in favour of the budget. Though, all these figures are tentative: it is impossible now to predict precisely a building market conjuncture till 2014.

Source: «Vedomosti»