Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Сочи-2009»: олимпийский интерес инвесторов (3795)
Сочи-2014: олимпийская арифметика (3867)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»: В городе Сочи-белые ночи (3892)
«Гватемала для нас — счастливая страна» (3843)
«Российский бриллиант сверкает все ярче» (3942)
Сергей Павлов  
Первые заморозки (4053)
Галина Шувалова  
Стандартный подход (4787)
Не он первый, не он последний (4498)
Максим Федоров   
Светить всегда (3701)
«Подготовку к Олимпиаде оцениваю на «четверку» (4021)
«Выведение проекта в ноль — уже хорошо» (3846)
Максим Федоров  
Взрывы созидания (4266)
Олимпийский выбор (5485)
Насосы в строительстве и городском хозяйстве: высокие технологии для жизни (4141)
Чрезвычайные и полномочные (4011)
Виталий Дорофеев  
А не послать ли нам гонца? (4567)
Ирина Фомина  
Комсомольцы-добровольцы (3922)
Сергей Деркачёв  
Дело доброй воли (6723)
Ирина Родина  
В Ванкувер — с пылающими сердцами (5632)
Виталий Дорофеев  

Третий пошел

№ 4 (2009)
Количество просмотров: 3962
Версия для печати


Вторую годовщину победы сочинской заявки в Гватемале, пришедшуюся на выходной день, Россия отметила на стройплощадке: в столице XXII Белой Олимпиады стартовала активная фаза строительства, которую не должно затормозить уже ничто, даже глобальный экономический кризис.

Апрель 2008-го. Первый визит комиссии МОК. Жильбер Фелли: «Мы довольны тем, что строительные работы в Сочи были запущены заблаговременно и российское государство задействует все ресурсы. Оргкомитету предстоит преодолеть долгий и трудный путь, и он должен сохранять сосредоточенность и действовать по намеченному графику».

Май 2009-го. Второй визит комиссии МОК. Жан-Клод Килли: «Нас впечатлили планы организаторов. Однако команда «Сочи-2014» поставила перед собой амбициозные задачи, поэтому необходимо четко следовать запланированному графику и не терять ни минуты». Как говорится, почувствуйте разницу в оценках… Однако за этими визитами последуют новые. Для российской стороны они будут уже не столько презентационными (эмоциональными рассказами о том, что предстоит сделать), сколько отчетными (конкретными свидетельствами того, что уже сделано). Раньше можно было мечтательно сказать: «До Олимпиады в Сочи — целых семь лет». Сейчас уместнее серьезно констатировать: «До Олимпиады в Сочи — всего пять лет»…

На старт!

Все успели выучить: к XXII зимним Играм предстоит построить и реконструировать 181 объект, из них только 14—спортивные, остальные — транспортная инфраструктура, энерго- и водоснабжение, гостиничное хозяйство. Дмитрий Козак — самый «олимпийский» из вице-премьеров — заявил недавно, что в Сочи началась анонсированная фаза полномасштабного строительства. По данным министра регионального развития Виктора Басаргина, уже строятся 26 объектов, а несколько — даже введены в эксплуатацию. В конце 2008 года были сданы первые очереди спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» в Красной Поляне и железнодорожного грузового двора в Имеретинской долине. В первом случае речь идет о двух трассах общей протяженностью 6470 метров, где одновременно могут кататься до двух тысяч спортсменов; во втором — о мощностях в 5 млн тонн для перевалки стройматериалов. Спустя четыре месяца — в апреле 2009-го — стартовало строительство третьей очереди «Горной карусели». Она будет состоять из олимпийской медиадеревни на 1250 мест, комплекса трамплинов со зрительскими трибунами на 15 тыс. мест, канатных дорог различных типов, 75 км лыжных трасс, гостиничных и ресторанных комплексов.

В апреле же в Красной Поляне запущена новая подстанция «Поселковая» мощностью 170 мегаватт — «энергетическое сердце Олимпиады». «Она обеспечит электроэнергией не только поселок, но и весь горный кластер будущих Игр — лыжный и санно-бобслейный комплексы, горную Олимпийскую деревню, трассу для горнолыжных гонок, подъемники, гостиницы — всего до ста объектов», — перечислил заместитель главного инженера предприятия МЭС Юга Дмитрий Рязанцев. В мае начались работы по прокладке первого комплекса горных тоннелей для совмещенной авто- и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. Как отметил президент РЖД Владимир Якунин, магистраль общей протяженностью 50 км призвана обеспечить доставку гостей и участников Игр к главным спортивным объектам. К августу 2013 года—моменту окончания работ — должны появиться 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 туннелей.

По прогнозу Виктора Басаргина, до конца года планируется сдать аэропорт Сочи, вторую очередь ТЭС, третий пусковой комплекс автодороги Джубга — Сочи. «Работы ведутся в строгом соответствии с требованиями МОК», — заверил глава Минрегионразвития. Правда, его коллега — глава Минприроды Юрий Трутнев — заявил, что олимпийские стройки выглядят «ужасно». «Буду показывать фотографии строек председателю Правительства РФ, — пообещал министр, — такие вещи скрывать нельзя!» Трутнев призвал обеспечить необходимый уровень экологичности строительства объектов в районе Сочи — иначе эксперты МОК могут «показать пальцем» и сказать, что «в России, взявшей на себя обязательство возводить экологически чистые объекты, строить не умеют».

Темы-раздражители

Нельзя сказать, что все в России приняли победу сочинской заявки на ура. Самое громкое «нет» слышалось из уст экологов. Через несколько месяцев эхо донесло их протесты до Москвы. Премьер-министр Владимир Путин согласился с доводами о необходимости переноса строительства санно-бобслейной трассы, горной Олимпийской деревни и водозабора с территории Грушевого хребта, являющегося объектом мирового природного наследия, в другое место.

«В случае нарушения балансов в природе может создаться ситуация, из которой потом ни за какие деньги не выйдешь», — мудро заметил глава правительства, признав, что конфликт с экологами спровоцировали «решения, которые не до конца были проработаны». По мнению самих экологов, они одержали верх «во многом потому, что в дело вмешались международные организации, в первую очередь ЮНЕСКО». «Скандал больно ударил бы не только по имиджу российских властей, но и по МОК. Тот просчитал возможные потери и, по всей видимости, оказал давление на Правительство РФ», — полагает эксперт по природоохранному законодательству «Гринпис-Россия» Михаил Крейндлин. Похоже, что он близок к истине.

«Если бы решения о переносе строительства не было принято, то могли бы возникнуть серьезные долгосрочные проблемы», — дал понять председатель Координационной комиссии МОК Жан-Клод Килли во время одной из встреч с Владимиром Путиным. Сейчас экологи не менее громко протестуют против строительства совмещенной авто- и железной дороги дороги в Красную Поляну: «По проекту дороги нет не только государственной экологической экспертизы. Строительство ведется в условиях отсутствия утвержденной проектной документации, то есть фактически с листа». Однако, в отличие от предыдущих случаев, ни премьер, ни его подчиненные-министры не согласились с такой постановкой вопроса.

По крайней мере, пока. Еще одна серьезная и долгоиграющая тема-раздражитель — выкуп в Нижнеимеретинской низменности земель под строительство олимпийской инфраструктуры. Можно предположить, что, как и экологический вопрос, земельный попортил Владимиру Путину немало крови — он неоднократно требовал форсировать переговоры с собственниками. Процесс выкупа участков стартовал 1 ноября 2008 года. По данным ГК «Олимпстрой», выкупу подлежат по 130 объектов в верхней и нижней частях Имеретинской долины. Их площадь — порядка 40 га. Дмитрий Козак еще в прошлом году оговорил, что участки будут выкупаться «по справедливой рыночной цене, которая позволит гражданам безболезненно приобрести себе на рынке аналогичное имущество, жилье и землю». Ранее граждане заявляли, что справедливая цена — $100 тыс. за «сотку». При этом когда выкуп таки начался, продавцы попросили покупателей не обнародовать суммы…

Долой бюрократов!

Россия выиграла заявку на проведение Олимпиады летом 2007 года, когда призрак мирового кризиса еще не бродил по Европе. Отечественные и зарубежные компании устроили негласное соревнование на тему: чей инвестиционный проект окажется амбициознее. События осени 2008-го вернули если не всех, то очень многих с небес на землю. Самый часто звучащий сегодня вопрос: не отразится ли кризис на подготовке к сочинским Играм-2014, как отразился он уже на подготовке к Ванкуверу-2010 и Лондону-2012? Вице-премьер Дмитрий Козак не перестает повторять: «Строительство олимпийских объектов в Сочи идет по плану, опережая график подготовки олимпиад в Лондоне и Ванкувере». Вместе с тем он допускает оговорки: «Пока отказов от строительства олимпийских объектов со стороны инвесторов нет. Хотя мы понимаем, что это может произойти. Если произойдет — будем искать либо других инвесторов, либо использовать бюджетные деньги — другого выхода у нас нет».

Кураторы «Сочи-2014» дали установку на удешевление проекта, благо кризис способствовал снижению цен на стройматериалы. До сих пор установка выполнялась. В июне же всплыли подробности скандала с участием вице-губернатора Краснодарского края. По официальной версии, тот направил руководству ОАО «Российские железные дороги» письмо с просьбой не снижать стоимость олимпийских работ. «Такие вещи, когда чиновник достаточно высокого ранга своими действиями не только не понижает цену, а наоборот, требует удержать и повысить расценки, в сегодняшних условиях абсолютно недопустимы», — был категоричен Владимир Путин. Теперь олимпийское направление в кубанской администрации курирует Александр Саурин — юрист с кандидатской ученой степенью. Прежде он работал в ГК «Олимпстрой», где в должности вице-президента отвечал за земельно-правовую сферу, прежде всего за переселение граждан из Имеретинской низменности, и, по отзывам, «помогал властям гасить различного рода конфликты».

Другое слабое место Олимпиады — бюрократизм, который не удается пока побороть, несмотря даже на то, что курируют его первые лица государства. «Важно, чтобы те задачи, которые приходится решать, что называется, «в поле», не вязли в бюрократических проблемах, — призывает президент Дмитрий Медведев. — Прежде всего, это касается взаимоотношений различных ведомств с «Олимпстроем» и Оргкомитетом». Весной президет бросил клич: «Региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов в Сочи. Кстати, для отечественной стройинду-стрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса».

Летом полпред президента в ЮФО Владимир Устинов пожаловался: «В национальных республиках ЮФО есть большое количество незанятых строителей, и мы надеемся на объекты нашей Олимпиады. Однако представители олимпийских предприятий никакого интереса к нашим национальным кадрам не проявляют — легче завезти турецкие, китайские. И все время звучит ссылка на тендеры, все время говорят: «Давайте, выигрывайте!» Ну, мы примерно представляем, как эти тендеры идут. Я думаю, что мы там ничего не выиграем…» «Я вас поддержу, — произнес в ответ несколько обескураженный подобной откровенностью глава государства. — Но если говорить об этих процедурах, то, собственно, в ваших руках весь инструментарий — прокуратура, судебные и антимонопольные структуры. Дайте при помощи этих инструментов им всем по голове больно!.. Если нет шансов победить у национальных компаний, значит, что-то криво с тендерами…» «Ни проблемы забюрокраченности, ни кризисные явления не должны стать поводом для срыва сроков начала возведения объектов, — категоричен Владимир Путин.— Если кто-то из инвесторов сейчас не может взять на себя обязательства, связанные с участием в олимпийском строительстве, то лучше совсем от них отказаться».

Антикризисная арифметика

Представители российского Оргкомитета настаивали и продолжают настаивать: все объекты, построенные к Играм, будут востребованы и по их окончании. Между тем весной стало известно о решении ограничиться одним морским портом в Сочи. «Мы определили десять грузовых площадок для складирования и перевалки грузов — это дало возможность отказаться от строительства второго порта и сэкономить 8,5 млрд рублей», — прокомментировал Дмитрий Козак. А Владимир Путин нашел в себе мужество признать, что пять ледовых дворцов на побережье Черного моря — перебор. «Есть идея: три из них сделать в сборно-разборном варианте и после проведения Игр перенести в другие регионы страны для развития там зимних видов спорта и популяризации олимпийского движения», — рассказал премьер.

Не исключено, что на оба решения повлияло посещение представителями управленческой элиты России стран-хозяев предыдущих Игр, столкнувшихся с проблемой постолимпийского использования дорогостоящей инфраструктуры. Банально, но факт: деньги любят счет, в условиях кризиса — особенно. В 2008 году на подготовку к сочинской Олимпиаде государство выделило 113 млрд рублей, в 2009-м планировалось 118 млрд, но затем сумма уменьшилась до 104 млрд, при этом частные инвестиции выросли до 102 млрд рублей. По последней информации, озвученной Владимиром Путиным во время майского визита комиссии МОК, общая расчетная стоимость олимпийской инфраструктуры составляет около 200 млрд рублей. «Стоимость стройки удалось снизить почти на 20 млрд рублей, в частности благодаря экспертизе и снижению цен на стройматериалы», — уточнил глава правительства. Согласно графику, строительство олимпийских объектов в Сочи должно завершиться к 2012 году. «Затягивание любых процедур, связанных с подготовкой к Играм, недопустимо», — предупредил Владимир Путин. Примером, достойным подражания, он назвал XXIX летнюю Олимпиаду в Пекине: «Все позитивные наработки китайских партнеров следует учесть».


The third is next

The second anniversary of victory of the Sochi application In Guatemala, which fell on the day off, Russia celebrated on building site: in the capital of XXII White Olympic Games the active phase of building has already started, and nothing should hamper it, even a global economic crisis.

On your marks!

For the XXII winter Games it is necessary to construct and reconstruct 181 objects, only 14 of them are sports objects, others are: transport infrastructure, power- and water supply, hotel economy.

Dmitry Kozak has declared recently, that the announced phase of full-scale building in Sochi has begun. According to the minister of regional development, Victor Bargin, 26 objects are already under construction, and some of them are even put into operation.

In the end of 2008, first ski lifts of a sports-tourist complex «Gornaya karusel» in Krasnaya Polyana, and a railway freight yard in the Imeretinskaya valley, were put into operation. After four months — in April of 2009 — the building of the third ski lift of «Gornaya karusel» was started.

In April in Krasnaya Polyana, new substation «Poselk-ovaya» by capacity of 170 megawatt was started up. «It will supply with the electric power not only village, but the whole mountain cluster of the future Games». In May the building of the first complex of mountain tunnels for the combined highway and railway from Adler to Krasnaya Polyana have begun. As the president of the Russian Railway, Vladimir Yakunin, has noted, the highway of total extent of 50 km will provide delivery of visitors and participants of the Games to the main sports objects. According to Victor Basargin's forecast, it is planned to put into operation the airport of Sochi, the second stage of Transportable Nuclear Power Station, the third launching site of a highway Dzhubga — Sochi till the end of the year.

Irritant topics

Prime minister Vladimir Putin agreed with arguments about the necessity of transferring the building of tobogganing and bobsleighing tracks, mountain Olympic village and a water intake from the territory of Grushevy ridge, which is the object of a world natural heritage, to the other place.

«In case of disbalance in nature, it can appear the situation, that we won't be able to cope with for anything in the world, — the head of the government has wisely noticed, admitting the fact that the conflict with ecologists was provoked»by decisions which have not been worked out fully". According to ecologists, they have won «in many aspects, because the international organisations, first of all UNESCO, have stepped in». One more serious and long-life irriant topic is the redemption of the lands in Nizhneimeretinskaya lowland for building of the Olympic infrastructure. Process of the redemption of lots has started on November 1st, 2008. Dmitry Kozak stipulated last year, that lots will be redeemed «for a fair market price, which will allow citizens to buy similar property, habitation and land in the market without any trouble».

Down with bureaucrats!

Dmitry Kozak repeats: «Building of Olympic objects in Sochi goes according to plan, forestall-ing the preparation for the Olympic Games in London and Vancouver». At the same time, he speaks with reserve: «Now there are no refusals of building of Olympic objects from investors. Though, we understand that they can be. If they will, — we will eithter search for other investors, or use budget money — we have no other way». The other weak point of the Olympic Games is bureaucratism. «It is important, that those problems which should be decided that is called,»in the field", wouldn't stick in bureaucratic problems, — president Dmitry Medvedev calls for. — first of all, it concerns the relations of various departments with «Olympstroy» and Organizing committee". In spring president issued a call: «the Regional building organisations should take part in tenders for building of objects in Sochi» In summer the plenipotentiary of the president in Southern Federal region, Vladimir Ustinov, complained: «Representatives of the Olympic enterprises do not show any interest to our national staff. And the reference to tenders sounds all the time:»Come on, win!". Well, we approximately imagine, how these tenders go. I think that we will win nothing there"… «I will support you, — said the head of the state, a little discouraged by such frankness, — but if to speak about these procedures, actually, you have all the tools is in your hands — Public Prosecutor's Office, judicial and antimonopoly structures. Teach them with these tools, painfully!» «Neither problems of bureaucracy, nor the crisis phenomena should cause terms failure of the beginning of bulding of objects, — Vladimir Putin says categorically. — if someone from investors now cannot take obligations connected with participation in Olympic building it is better to refuse them absolutely».

Anti-crisis arithmetics

Representatives of Russian Organizing committee insisted and continue to insist: all objects constructed for the Games, will be in demand after the Olympic Games. Meanwhile, it became known in spring about the decision to limite to one seaport in Sochi. «We have defined ten freight platforms for warehousing and transshipment and it has given the chance to refuse building of the second seaport and to save 8,5 billion roubles», — commented Dmitry Kozak. And Vladimir Putin dared to admit the fact, that five ice arenas at the Black sea coast are too much. «There is an idea: to make three of them collapsible and after the Games transfer them to other regions of the country for

development of winter kinds of sports and popularisation of Olympic movement there», — the prime minister told. In 2008 the state has allocated for preparation for the Sochi Olympic Games 113 billion roubles, in 2009 was planned 118 billion roubles, but then the sum has decreased to 104 billion roubles, thus private investments have grown to 102 billion roubles. According to new information, the general cost of Olympic infrastructure makes about 200 billion roubles.

According to the schedule, building of Olympic objects in Sochi should come to the end by 2012. «The delaying of any procedures connected with preparation for the Games, is inadmissible», — Vladimir Putin warned.

Maksim Fyodorov


Автор: Максим Федоров