Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Спецпроект ИД «МедиаЮг» — «Сочи-2014: два года реализации» (3901)
«Сочи-2014»: олимпийская арифметика (4034)
Цитаты номера (4039)
Два в одном (4042)
Виталий Дорофеев   
Мегапрезентация мегапроекта (4302)
Виталий Дорофеев   
«Мы не можем исправить все несправедливости в мире, но можем сделать спорт лучше» (4179)
Артем Васильев  
Кризис — не помеха (4031)
Максим Федоров, Сергей Деркачев  
Дороги в олимпийское будущее (4965)
Опрос: Олимпиада и кризис (4267)
«Нет никаких гарантий, что кризис не повторится в преддверии Игр» (4569)
Валентин Волковинский, Артем Васильев  
Профиль лидера (4117)
Убрать все лишнее (4451)
Татьяна Лаврентьева  
Пираты олимпийского века (4605)
Ирина Варламова  
Партнер — это звучит гордо (4318)
Сергей Деркачев  
О спорт, ты — деньги! (5177)
Ирина Родина  
«Измышления о провале Игр в Сочи выглядят странно» (4043)
Максим Федоров  
Олимпийский резерв (5428)
Екатерина Минакова  
Семья будет довольна (5594)
Сергей Павлов  
6 из 45 (5408)
Катерина Погонцева  
СКБ-банк: быстрее, выше, сильнее (4258)

Панафинейские амфоры

№ 3 (2009)
Количество просмотров: 6495
Версия для печати


Праздник Великих Панафиней в Афинах, как и Игры в Олимпии, — случай редкостный в истории, когда искусство во всех его жанрах оказывается центром народной, религиозной, политической жизни государства.

Сюжет мифа о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой был изображен на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя. Старейшины города решили присудить победу тому из богов, чей дар афинскому народу окажется более ценным. Посейдон ударил трезубцем о скалу Акрополя, и тотчас забил фонтан соленой воды. После удара копья Афины выросло оливковое дерево. Дар богини, ставший основой богатства Аттики, принес ей победу в споре. В честь Афины, покровительницы государства, на его агоре каждые четыре года проходили

Панафинеи — то есть всеафинские Игры. В них участвовали и делегации от союзников. Начинался праздник после жертвоприношений соревнованиями: бег, борьба, кулачный бой, состязания на колесницах. Ярким эпизодом соревнований была эстафета в темноте с факелами: победителем считался тот, кто первым достигнет цели, не погасив факела. Источники упоминают и победителей в вождении триер в порту Пирей, и, конечно, состязания рапсодов в декламации эпоса — «Илиады» и «Одиссеи», составлявших основу классического греческого образования: пение, танцы, конкурсы драматических представлений, в первую очередь трагедий.

Центральным событием празднеств была процессия афинян, поднимавшаяся из города на Акрополь для поднесения богатой золототканой одежды-пеплоса покровительнице города Афине. Эту одежду, вытканную девушками-горожанками (они начинали работу за девять месяцев до Панафиней), надевали на старинную священную деревянную статую Афины, стоявшую в храме Эрехтейон на склоне холма чуть ниже Парфенона. На шафранном поле ткани изображалась битва с гигантами, где Афина являлась победительницей диких враждебных сил, а также главные исторические деяния самих афинян. Пеплос развешивался в виде паруса на модели корабля и провозился по улицам города к святилищу богини. Жрецы вели разукрашенных цветочными гирляндами жертвенных животных — быков, овец; служительницы культа Афины — юные девушки — несли в корзинах священные предметы и в амфорах оливковое масло. За ними — старейшины в белых одеждах, увенчанные венками, всадники с копьями и щитами, победители в предшествовавших состязаниях…

Эту процессию можно увидеть и сегодня: на мраморном фризе храма Парфенон, обходящем все здание, наверху наружных стен внутреннего святилища изображено праздничное шествие афинян к своей богине. Финал шествия представлен на восточной стороне фриза: сидят спокойно беседующие друг с другом олимпийские боги, как бы незримо присутствующие на празднике. В центре между ними изображен торжественный момент передачи верховному жрецу пеплоса богини Афины.

Удивительная культура, совпавшая с подъемом государственности, а скорее, определившая этот подъем. Между организацией государственной жизни, искусством, философией, историей возникли чрезвычайно глубокие связи — одно было продолжением другого. Только тогда мог сказать афинянин Дамон — музыкант, композитор, учитель: «Нельзя коснуться музыкальных правил без того, чтобы не произвести одновременно переворота в основных законах государства… Музыка — это крепость государства…» А через полтора тысячелетия, в XIX веке, историки культуры завистливо отметят: государство было предметом искусства.

На Панафинейских играх в Афинах существовал обычай вручать победителю амфору, наполненную оливковым маслом. Амфоры были непростые — лучшие мастера расписывали их сюжетами различных видов спортивных состязаний. На эти амфоры ставилось государственное клеймо, подтверждающее их отношение к панафинейским празднествам.

Окончательный тип росписи панафинейских амфор оформился к 530 г. до н.э.: горло сосуда украшал растительный орнамент; на лицевой стороне — Афина со щитом и копьем в руках; по обеим ее сторонам — дорические колонны с восседающими петухами — символы боевого духа соревнований; у левой колонны — надпись на греческом «награда из Афин»; на оборотной стороне — изображение вида состязаний, за который победитель получил приз.

О некоторых деталях росписей панафинейских амфор исследователи спорят. В центре щита Афины — рисунок: он мог означать фирменное клеймо вазописца или гончара, он мог быть символом одного из знатных афинских родов, на земле которого росли священные оливковые деревья, — собранный с них урожай в год Панафиней шел на изготовление масла для победителей…

Около 400 г. до н. э. произошли первые изменения в оформлении лицевой стороны призовых амфор: петухов на колоннах сменили скульптуры. Они выбирались жрецами, занимавшимися изготовлением священного масла, и таким образом становились эпонимами — буквально «дающими имя». То есть вследствие отсутствия единого летоисчисления их имена использовались для датировки времени проведения праздников. То же значение имеет надпись у правой колонны: это имя архонта (регента) — одного из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах. По имени главного из них, архонта-эпонима, назывался год. (Примерно той же схемы мы придерживаемся, называя «эпоха Петра», «николаевское время», «дней александровых прекрасное начало»…)

И так как символ на щите призовых амфор перестал иметь значение, щит стали изображать в профиль. На оборотной стороне появилось изображение тренеров и богини победы Ники.

По сохранившимся спискам, сюжетам росписей амфор, по сведениям античных авторов известно, за какие виды состязаний победители получали панафинейские амфоры, заполненные священным маслом: это бег (один из самых ранних видов атлетических состязаний на Панафинеях), пентатлон, борьба, панкратион, гонки на колесницах, бег гоплитов (тежеловооруженный воинополченец) в шлемах, поножах, со щитами в руках, бег с факелами, музыкальные состязания. В Северном Причерноморье археологами при раскопках городищ и некрополей античной эпохи найдено более десятка панафинейских амфор.


Panathenaic amphoras

The holiday of the Great Panathenaia in Athens, as well as the Games in Olympia, is a rear event in history when the art in all its genres becomes the centre of national, religious, political life of the country.

The plot of the myth about the dispute between Aphena and Poseidon over the power over Attica was pictured on the west fronton of Parthenon in the main Acropolis temple. The elders of the city decided to give the victory to those of the gods whose gift to the people of Athens would be the most valuable. Poseidon hit the rock in Acropolis with a trident and at that moment the fountain of salt water gushed. After Athena stroked with a spear an olive tree grew. The goddess's gift which became the source of Attica's wealth brought her victory in the dispute. In honor of Athena, the protectrix of the state, every four years Panathenaia or All-Athens Games were held. The feast began with competitions after the sacrifice: races, wrestling, fist-fighting tournaments, chariot race. The central event was the procession of the Athenians, who were going from the city up to Acropolis to give a gift to Athena, the protectrix of the city. The gift was an expensive god weaved clothes-peplos. There was a custom at the Panathenaia Games in Athens to award the winner with an amphora filled with olive oil.

The amphora was not ordinary: the best craftsmen painted it with plots of different sport events and tournaments. The final type of Panathenaia amphora painting had been formed by 530 B.C.: the neck of the vase was decorated with a flower design, in front there was Athena with a shield and a spear in her hands, to the right and to the left of her there were Doric columns with sitting cocks-the symbols of the fighting spirit of the competitions, by the left column it was written in Greek: «Prize from Athens», and on the back of the amphora one could see the kind of sport for which the winner got the prize. Researchers still argue about some of the details on the Panathenaia amphoras. In the centre of the Athena's shield there is a drawing: it could mean the brand of the painter or the potter, it could be a symbol of one of the illustrious names in Athens, on whose land the holy olive trees had grown.

In about 400 B.C. the first changes in decorating the front side of the prize amphora were made: cocks on columns were replaced by sculptors. The latter were chosen by priests, who prepared the holy oil, thus they were becoming eponyms, literally “those who gave the name”. That means that because of the lack of common chronology their names were used for dating the time of the holidays. The inscription by the right column had the same meaning: it was the name of the archon (regent) — one of the nine annually elected policymakers in Athens. And the year was named by the name of the highest archon-eponym. So as the symbol on the shield of the prize amphora lost its meaning the shield started to be drawn side-face. On the back side appeared images of coaches and the Goddess of Victory- Nika.

According to the scrolls, plots of amphora drawings, information from antique authors it is known that for such kinds of events the winners got Panathenaia amphora filled with holy oil: for race, pentathlon, wrestling, pankration, chariot race, heavy warriors-militia men in helmets in hands, race with torches, musical competitions. During digging of ancient settlements and necropolis of the antique era in Northern Black Sea region archaeologists found more than ten Panathenaia amphora.

Valery Chesnok


Автор: Валерий Чеснок