Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Спецпроект ИД «МедиаЮг» — «Сочи-2014: два года реализации» (3952)
«Сочи-2014»: олимпийская арифметика (4085)
Цитаты номера (4094)
Два в одном (4098)
Виталий Дорофеев   
Мегапрезентация мегапроекта (4359)
Виталий Дорофеев   
«Мы не можем исправить все несправедливости в мире, но можем сделать спорт лучше» (4231)
Артем Васильев  
Дороги в олимпийское будущее (5024)
Опрос: Олимпиада и кризис (4329)
«Нет никаких гарантий, что кризис не повторится в преддверии Игр» (4631)
Валентин Волковинский, Артем Васильев  
Профиль лидера (4178)
Убрать все лишнее (4563)
Татьяна Лаврентьева  
Пираты олимпийского века (4666)
Ирина Варламова  
Партнер — это звучит гордо (4375)
Сергей Деркачев  
О спорт, ты — деньги! (5244)
Ирина Родина  
«Измышления о провале Игр в Сочи выглядят странно» (4104)
Максим Федоров  
Олимпийский резерв (5495)
Екатерина Минакова  
Семья будет довольна (5650)
Сергей Павлов  
6 из 45 (5477)
Катерина Погонцева  
СКБ-банк: быстрее, выше, сильнее (4312)

Кризис — не помеха

№ 3 (2009)
Количество просмотров: 4095
Версия для печати


Нынешний год — определяющий для организаторов XXII зимних Игр: завершается государственная экспертиза, и начинается массовое строительство олимпийских объектов.

Как встретишь новый год, так его и проведешь… В канун 2009 г. были сданы в эксплуатацию первые очереди двух олимпийских объектов — спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» в Красной Поляне и железнодорожного грузового двора в Имеретинской долине. На «Горной карусели» появились две трассы общей протяженностью 6470 метров, где одновременно могут кататься до двух тысяч спортсменов. «Четыре года назад, когда мы заливали первый бетонный куб, здесь ничего не было, — припомнил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, — а сегодня этим комплексом, его первоклассными трассами смогут воспользоваться сочинцы и гости курорта». Мощность первой очереди железнодорожного грузового двора — около 5 млн. тонн. «Это самый важный объект 2008 года в рамках подготовки Олимпиады, — подчеркнул высокопоставленный куратор. — Он обеспечит всю олимпийскую стройку, все объекты — инфраструктурные, спортивные — стройматериалами».

«В прошлом году нам удалось разработать и применить инновационные решения, которые станут беспрецедентным наследием для всего олимпийского движения, — прокомментировал президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. — Был достигнут прогресс по ключевым направлениям, который позволяет нам перейти от стадии базового планирования к стадии оперативного планирования».

Олимпийский бюджет — святое

2009 год — определяющий для организаторов XXII зимних Игр: завершается государственная экспертиза, и начинается массовое строительство олимпийских объектов. За этим пристально следят представители МОК, совершающие один за другим инспекционные визиты в Россию. «Из 186 запланированных объектов 139 уже проектируются, либо проектирование по ним завершено», — отметил Дмитрий Козак.

«На 21 объекте строительно-монтажные работы уже идут», — конкретизировал премьер-министр РФ Владимир Путин. «10 инвестпроектов реализуются даже с опережением графика», — отрапортовал Дмитрий Чернышенко. Как и год-полтора назад, «олимпийские» чиновники преисполнены оптимизма. Между тем последние месяцы они вынуждены действовать с оглядкой на кризис. «В связи с непростой экономической ситуацией наиболее пристально мы следим за вопросами бюджетной обеспеченности наших обязательств. Это в полной мере относится и к расходам, связанным с подготовкой к Олимпиаде», — заявил Владимир Путин. Он напомнил, что из всех запланированных ассигнований непосредственно на олимпийские объекты будет направлено только 20%, остальные 80% пойдут на развитие Сочи. В 2008 г. на подготовку к Играм государство направило 113 млрд. рублей, в 2009 г. предусмотрено уже 127 млрд. рублей.

До кризиса бюджет Олимпиады оценивался в $12 млрд., из которых $7 млрд. приходилось на долю частного капитала. Сейчас, по данным Дмитрия Козака, он составляет 218 млрд. рублей: 108 млрд. рублей — государственные средства, остальные — частные. «В нынешних условиях эта цифра является ориентировочной: расчеты были произведены в ценах 2008 года с учетом прогнозируемого курса инфляции, в том числе в строительной отрасли до 2013 года», — оговорил вице-премьер.

Очередь за подрядами

По словам президента ГК «Олимпстрой» Виктора Колодяжного, кризис спровоцировал падение цен на стройматериалы, и это позволит сократить бюджетные затраты на проект «Сочи-2014» примерно в полтора раза: «В сложившихся условиях неразумно платить подрядчикам, выполняющим госзаказ, по ценам, ранее заложенным в договорах».

Впрочем, подрядчики готовы сегодня на любые условия. В январе 2009 г. правительство направило в бюджет ГК «Олимпстрой» имущественный взнос государства в размере 61 млрд. рублей, доведя его до 242,2 млрд. (к 25 млрд. рублей, перечисленных двумя месяцами ранее).

После этого число компаний, желающих стать партнерами корпорации, выросло еще больше. «Основные преимущества олимпийского строительства — гарантированное финансирование и загрузка производственных мощностей на ближайшие три года», — объяснил директор департамента торгов ГК «Олимпстрой» Алексей Березницкий. При этом он предупредил, что принять участие в конкурсах смогут только те компании, которые «пройдут системный отбор». Главные критерии при определении победителей — квалификация, техническое оснащение и опыт возведения аналогичных объектов.

В начале года были объявлены «первые отборы на первые крупные олимпийские объекты, всего их чуть больше сорока». В списке значились большая и малая ледовые арены для хоккея с шайбой, ледовый дворец спорта для фигурного катания и шорт-трека, ледовая арена для керлинга. Активность потенциальных подрядчиков не могла не радовать: за первые три дня «Олимпстрой» выдал около 50 комплектов конкурсной документации. Большую заинтересованность проявили ведущие отечественные и зарубежные компании, в том числе из Австрии, Сербии, Финляндии, Болгарии, Турции.

Одновременно был объявлен открытый отбор компаний для строительства четырех- и пятизвездочных гостиничных комплексов «Малый Ахун» в Имеретинской низменности на 3100 и 1300 номеров соответственно. Здесь ставка также делается прежде всего на иностранцев. На заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС Владимир Путин предложил его членам построить на территории, прилегающей к олимпийскому парку, по гостинице, назвав ее именем своей столицы. «Это было бы привлекательно не только с экономической, но и с гуманитарной точки зрения», —считает российский премьер.

Эх, прокатят!

Параллельно в Сочи обустраиваются объекты энергетической и транспортной инфраструктуры. «Совместно с «Олимпстроем» мы распределили полигоны, на которых будут предварительно складироваться строительные материалы, и уже получили общую заявку на уровне 70 млн. тонн грузов», — рассказал глава Минтранса РФ Игорь Левитин, пообещав обеспечить перевозку грузов по железной дороге и морем.

Для успешного выполнения заявки уже в 2009 г. предстоит сдать первый грузовой морской порт мощностью перевалки до 5 млн. тонн и второй железнодорожный узел мощностью до 10 млн. тонн. К концу года должен быть готов и участок объездной дороги вокруг Сочи, которая призвана разгрузить движение в олимпийской столице в дни Игр. «Дорога стоимостью 37,5 млрд. рублей занимает 17,7 км, из которых на сегодня уже построено 8,2 км», — сообщил глава профильной дирекции Владимир Кужель. Планируется также завершить разработку проектной документации строительства железнодорожной линии Адлер — Аэропорт (предварительный проект предполагает прокладку линии протяженностью 2,7 км через зону жилой застройки Сочи стоимостью 6 млрд. рублей). «Проектируемая линия сможет обеспечить прием и отправку более 64 тысяч пассажиров в сутки — это примерно половина от ожидаемого в дни Игр количества авиапассажиров», — проанонсировал главный инженер Северо-Кавказской железной дороги Валерий Танаев. Время следования поездов на новом участке составит 4–5 минут, а интервал их движения — 15 минут.

В целом создание необходимой транспортной инфраструктуры Сочи к 2014 г. обойдется в сумму около 400 млрд. руб.: таковы последние данные Минтранса.

Инвесторы для подражания

Отдавая должное активности подрядчиков, чиновники вместе с тем сетуют на пассивность инвесторов. Примеров для подражания пока не так много. В январе 2009 г. ВТБ открыл столичному ОАО «УСК МОСТ» кредитную линию на 10 млрд. рублей для приобретения оборудования и техники, необходимых при строительстве совмещенной железнодорожной и шоссейной дороги от Адлера до нижней станции горнолыжного курорта «Роза Хутор». Практически одновременно Сбербанк предоставил ОАО «Красная Поляна» первый транш в размере 1 млрд. рублей из кредитной линии в 2,5 млрд. рублей для возведения третьей очереди спортивно-туристического комплекса «Горная карусель», включающей олимпийскую медиадеревню на 2,2 тыс. мест.

Однако «одним из основных кредиторов строительства олимпийских объектов должен стать» Внешэкономбанк (ВЭБ), считает Владимир Путин.

«В условиях мирового кризиса такой шаг позволит застройщикам привлечь долгосрочные финансовые ресурсы на приемлемых условиях», — заявил глава правительства, уточнив, что кредитные ресурсы ВЭБ пойдут «исключительно на оплату фактически выполненных работ с постоянным контролем их реальных объемом и стоимости». Председатель ВЭБ Владимир Дмитриев отметил в свою очередь, что соотношение кредитных средств к доле частных инвесторов по таким проектам должно составлять 30/70. «Процентные ставки, которые ВЭБ готов предложить заинтересованным инвесторам, будут ориентированы на ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную на маржу, в целом не превышающую 1,5%», — пояснил Дмитриев.

Государство подстрахует

Дмитрий Козак как главный куратор проекта «Сочи-2014» вынужден постоянно опровергать слухи о бегстве инвесторов с олимпийского поля: «Никто не отказался от своих обязательств по сооружению объектов. Но если это все же случится, будем такие инвестиции замещать государственными».

Вице-премьер уверяет: «Частные инвесторы представили гарантии первоклассных банков в качестве обеспечения своей ответственности за своевременное и качественное строительство олимпийских объектов. Государственные инвестиции гарантированы российским бюджетом. Накопленные за предыдущие годы резервы предоставляют нам возможности полностью профинансировать строительство той инфраструктуры и тех объектов для проведения соревнований, за которые бизнес еще не взялся».

«На сегодня не охвачены инвестиционным вниманием еще около 20 объектов, имеющих коммерческую привлекательность», — признался Владимир Путин. «В условиях изменившейся финансовой конъюнктуры государство будет использовать все возможности для привлечения частных инвестиций и создания режима максимального благоприятствования для бизнеса, заинтересованного в строительстве олимпийских объектов», — пообещал Дмитрий Козак. Он сделал оговорку, что объекты, которые «не могут использоваться как олимпийское наследие и способствовать развитию региона, будут сооружаться как временные».


Crisis is not an obstacle

This year is determinative for the organizers of the XXII Winter Olympic Games: the government appraisal is almost finished and mass Olympic construction starts.

Olympic budgetis sacred

“139 Olympic projects are being developed or already completed out of 186 projects that have been planned”, — said Dmitry Kozak, Vice Prime Minister of The Russian Federation. “Building and assembly operations have already begun in 21 projects”, — specified Vladimir Putin, Prime Minister of Russia. “Ten projects are being done ahead of schedule”, — reported Dmitry Chernyshenko, President of the Organization Committee “Sochi-2014”.

Just like year or year and a half ago “Olympic” officials are full of optimism. Nevertheless, lately they have to act circumspectly keeping in mind the crisis. “Due to difficult economic situation we have to intently follow up on the budget issues concerning our obligations. This refers in full to the Olympic expenditures”, — stated Vladimir Putin. He reminded that from all the planned appropriations only 20% will be directed to the construction of projects and the rest 80% will be used for the development of Sochi. Before the crisis the Olympic budget was assessed at 12 billion rubles, 7 billion of which were part of private capital. Now, according to Dmitry Kozak, the total cost is 218 billions rubles: 108 billion are government funds and the rest is private.

“In this situation the sum is estimated: calculations were made in prices of 2008 adjusted to the predicted rate of inflation, including the construction sector until 2013”, — stipulated the Vice Premier.

Contractors line up

According to Victor Kolodyazhniy, the president of the State Committee “Olimpstroy”, the crisis triggered landslide of prices for building materials, which will allow cutting the budget expenses for the project “Sochi-2014” approximately half as less again. “In these conditions it is not reasonable to pay the contractors according to the prices included in the earlier contracts”.

However, contractors are ready for any conditions. “The main advantage of the Olympic construction is a guaranteed financing and full production capacity load for the next three years”, — explained Alexey Bereznitskiy, the director of department of trade of the State Committee “Olimpstroy”. The main criteria for defining winners are their qualifications, technical equipment and experience in building similar projects.

In the beginning of this year “the first selection for the construction of the first major Olympic projects which are a bit more than forty” was announced. Big and small ice arenas for hockey with puck, Ice Palace of Sport for figure skating, short track and ice arena for curling were on the list. Major Russian and foreign companies were greatly interested in them, including Austria, Serbia, Finland, Bulgaria, and Turkey. At the same time the open selection for the construction of four and five-star hotel complexes “Maliy Akhun” for 3100 and 1300 rooms respectively located in the Imeret lowland were announced. Here the stake is also on the foreigners.

Let’s go for a ride!

At the same time energetic and transport infrastructures are developing in Sochi. “Together with the “Olimpstroy” we distributed polygons for preliminary storage of building materials. We have already received applications for 70 million tons of cargo”, — said Igor Levitin, Head of the Ministry of transport of Russia. For successful fulfillment of these applications the first cargo port with the capacity of 5 million tons and the second rail junction center with the capacity of 10 million tons are to be let in 2009.

By the end of the year a detour road around Sochi has to be ready which will let decongest the traffic in the Olympic capital during the Games. Project documentation for the building of railway line from the city of Adler to the Airport (line Adler-Airport).

According to the Ministry of Transport, on the whole the construction of the necessary transport infrastructure in Sochi will cost 400 billion rubles by 2014.

Example to follow

Giving credit to the activity of the contractors the officials are complaining of the inertness of the investors. There are few good examples to follow by now. In January of 2009 Bank VTB opened a credit line of 10 billion rubles for the Moscow company joint stock “USK MOST” to purchase equipment necessary for the construction of joint railway and highway from Adler to bottom station of ski resort “Roza Khutor”. Almost at the same time Sberbank gave the first tranche of 1 billion rubles from the credit line of 2,5 billion rubles to joint stock “Krasnaya Polyana” in order to build the third stage of sports and tourist complex “Gornaya Karusel” including the Olympic Media Village for 2,2 thousand places. However, “one of the major creditors of the Olympic construction will be ”Vneshekonombank (VEB) (Bank of External Economy)

— Vladimir Putin believes. “Under the conditions of the world economic crisis this step will make it possible for the developers to attract long-term funds on acceptable conditions”, — said the head of the government making it precise that the credit resources of the VEB will be directed “exclusively for payment of the works virtually made under constant control of their actual amount and cost”.

Government will make it secure

Dmitry Kozak as a chief curator of the project “Sochi-2014 has to constantly refute the rumors on the flight of the investors from the Olympic field. “Nobody has refused his obligations to build the Olympic projects. But if it does happen, we will replace these investments with the public ones”. At present we still don’t have investments for about 20 economically attractive projects”, — confessed Vladimir Putin. “Government will use all the possibilities to attract private investments and to create the most favorable conditions for businesses interested in Olympic development in a changed economical environment”, — promised Dmitry Kozak. He made a reserve that all the constructions that “cannot be used as Olympic patrimony and favor the development of the region will be temporary”.

Maxim Fedorov, Sergey Derkachev


Автор: Максим Федоров, Сергей Деркачев