Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Наш олимпийский интерес (4390)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации: «Мы должны использовать этот уникальный шанс» (4601)
Жак Рогге, президент Международного олимпийского комитета: «Мы доверяем новой России» (4553)
Леонид Тягачев, президент Олимпийского комитета России: «Ничего, кроме золота!» (4502)
Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: «Олимпиада будет работать на авторитет нашей державы» (4378)
Дмитрий Козак, министр регионального развития Российской Федерации: «Деньги, вложенные в Олимпиаду, не будут потрачены впустую» (4754)
«Молодые и дерзкие хотят побеждать» (4896)
Не хочется спугнуть птицу счастья (4757)
Русские ведут (4652)
Стройсь! (6120)
Дороги к большому спорту (5028)
Олимпийский ГОСТ (5288)
Кадры решат всё (5086)
Поднятая целина–2014 (5007)
Команда гордости нашей (5302)
Перезагрузка (5384)
Олимпийское ожерелье (5331)

Ласковый Миша и все остальные

№ 1 (2008)
Количество просмотров: 25212
Версия для печати


Символика Олимпиад рекламирует не только Игры, но и страны.

Олимпийские талисманы возникли в середине прошлого века, чтобы приносить счастье. Причем не персональное, а общее: всем спортсменам и всем болельщикам. Символ страны — организатора Игр нередко выбирали всем миром, почти как президента. И хотя судьба талисмана для Сочинской Олимпиады–2014 будет решаться только через три года, именно сейчас, до момента окончательного выбора, стоит вспомнить волшебные атрибуты всех прошлых зимних Олимпиад.

Это что за зверь?

Впервые талисман появился в 1968 году на Летних Играх в Мехико. Им оказался красный ягуар — одно из любимых животных в Мексике.

Новая олимпийская традиция сразу всем понравилась. Через четыре года в Мюнхене появился новый талисман — такса Вальди. К этому времен само понятие «олимпийский талисман» было официально утверждено на сессии МОК, прошедшей в 1972 году. Согласно Олимпийской хартии, талисманом мог стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа — хозяина Олимпиады — и символизирующее ценности современного олимпийского движения. Все олимпийские талисманы, являясь собственностью организационного комитета, стали позиционироваться как рекламно-коммерческие символы. Помимо зарегистрированной в МОК официальной эмблемы, организаторы игр используют их как торговую марку для получения дополнительных источников финансирования.

Талисманы зимних Олимпийских игр существуют уже почти сорок лет. «Вестник Олимпиады» проследил их эволюцию. Самый первый талисман, появившийся на зимних Олимпийских играх-1968 в Гренобле, считается неофициальным. Именно красный колобок-лыжник по имени Щусс настолько успешно продавался организаторами в виде значков и маленьких фигурок, что заставил МОК всерьез призадуматься о введении в обиход нового понятия. Сам же Щусс был почти что «нелегалом».

У Саппоро-1972 своего «хранителя» не было. А с 1976 года начинается победное шествие зимних олимпийских талисманов.

С тех пор символика Игр и их визуальный фирменный стиль приобрели огромное значение не только для борьбы национальных интересов в рамках МОК, но и стали существенно влиять на всю визуальную идентичность государства. Олимпийские Игры всегда были не исключительно спортивным, но и политическим событием — символика Олимпиад рекламирует не только Игры, но и страны. Так, например, олимпийский Мишка прочно вошел в символический набор СССР.

Инсбрук, 1976
Имя. Снеговик Олимпиямандл

История. Талисман представлял собой снежного человечка, символизирующего простой и скромный характер игр, оставшихся в истории как «Игры Простоты».

Резонанс. Самим австрийцам их талисман очень нравился и принес немало побед в лыжном спорте. А злые языки разнесли по свету, что символ зимнего Инсбрука напоминает гибрид Красной Шапочки и еврейского раввина.

ЛейкПлэсид, 1980
Имя. Енот Рони

История. У Рони был живой «прототип» — енот Роки, скоропостижно скончавшийся перед самой Олимпиадой! Для окончания работы над талисманом пришлось пригласить новую «модель». Раскраска его мордочки напоминает защитные очки и шапку, которые носят спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта.

Резонанс. Маска-очки, защищающие отважного Рони от встречного ветра, стала необычайно популярна. Такие же модные «девайсы» были у всех олимпийских спортсменов на Зимней Олимпиаде-80.

Сараево, 1984
Имя. Волк Вучко

История. Этот символ помог изменить традиционный устрашающий и кровожадный образ волка. Растиражированный в миллионах изображений зверь был одновременно серьезен и весел. По замыслу создателей, он символизирует человеческое желание «подружиться с животными и стать ближе к природе».

Резонанс. Югославский талисман признан одним из самых обаятельных за всю историю Олимпийских игр. Он стал любимой детской игрушкой.

Калгари, 1988
Имя. Полярные медведи Хоуди и Хайди

История. Это неразлучные брат с сестрой. «Хайди» — производное от слова «hi» («привет»), а «Хоуди» на западно-американском диалекте означает то же самое. Эти парные талисманы являются воплощением канадского гостеприимства.

Резонанс. Медведи из Канады пользовались популярностью во время Игр, но после довольно быстро были забыты. Чего-то недоставало их имиджу и «харизме», чтобы достигнуть бьющего прямо в сердце эффекта незабываемого советского Мишки-80.

Альбервилль, 1992
Имя. Гномик Мажик

История. Фигура получеловека-полубожества воплощает в себе «концепцию мечты и воображения» за счет своей необычной формы в виде звезды. За два года до Игр роль талисмана предназначалась горной серне. Но она не пользовалась большой популярностью и была вынуждена «уйти в отставку». Это был первый случай замены талисмана.

Резонанс. Талисман стал сильной эмоциональной составляющей Олимпийских игр-92. Романтикам импонировала его «звездность». Правда, люди более прагматичные отмечали, что горный козел был бы им ближе.

Лиллехаммер, 1994
Имя. Мальчик и девочка Хокон и Кристин

История. Брат и сестра из народных норвежских сказок в традиционных костюмах были выпущены в виде игрушек и сувениров, изображались на значках, открытках и наклейках. Симпатичные блондины отражали неунывающий национальный дух и стойкий нордический характер.

Резонанс. Символы Лиллехаммера стали удачным примером того, как могут совпасть популярность и коммерческий успех. При этом настоящие дети, одетые как талисманы, тоже участвовали в рекламе Олимпиады и приносили неплохой доход организаторам!

Нагано, 1998
Имя. Сноулеты Сукки, Нокки, Лекки и Цукки

История. Талисманами на Играх в Японии стали четыре совы, имеющие репутацию мудрых птиц. Слово «Snowlets» состоит из «snow» («снег») и «let's» («давайте»). Игры проводятся раз в четыре года, поэтому талисман состоит из четырех сов — такова японская логика. Необычные до странности совята вытеснили горностая, утвержденного в качестве талисмана ранее.

Резонанс. Крайне популярные в Стране восходящего солнца, сноулеты не снискали такого же искреннего международного признания. Их дизайн казался большинству гостей примитивным, а образы — маловразумительными и лишенными тепла.

СолтЛейкСити, 2002
Имя. Заяц, койот и мишка гризли

История. Целью этих талисманов являлось отображение Олимпийского девиза «Citius, Altius Fortius» («Быстрее, выше, сильнее»). Древние индейские легенды рассказывают, что много лет назад белая зайчиха Паудер быстро взбежала на вершину горы и выстрелила из лука в солнце, чтобы оно спустилось пониже и не жгло землю. Медный койот Коппер принес людям огонь, достав его с самой высокой горы. А черный медведь Коул был так силен, что лучшие охотники не могли победить его.

Резонанс. Хозяева Олимпиады умилялись своими талисманами почти так же сильно, как Микки-Маусом. Что касается снобистски настроенных европейцев, то им американские «мультики» с латинскими титрами показались неубедительными.

Турин, 2006
Имя. Снежок Неве (она) и кусочек льда Глиц (он)

История. Она — нежная и добрая, он — живой и игривый. Эти два символических персонажа ХХ зимних Олимпийских игр дополняют друг друга и олицетворяют зимние виды спорта.

Португальский дизайнер Педро Альбукерке был вдохновлен своей страстью к воде и ее невероятными формами, которые она принимает, когда превращается в снег или лед.

Резонанс. В понимании итальянцев Неве и Глиц отражали дух туринских Игр: страсть, энтузиазм, культуру, элегантность и любовь к окружающей среде и спорту. В подтверждение лозунга Олимпиады–2006 «Pasion lives here» («Страсть живет здесь») на демонстрационных роликах игривые человечки радостно обнимались. Они стали символами молодого поколения, полного жизни и энергии. Зато американцам и гостям из России снежок и льдинка показались бесполыми и пресными.

Ванкувер, 2010
Имя. Мига, Куатчи и Суми — морской медведь, снежный человек и дух животных

Предыстория. «Мы не смотрели на талисманы других Олимпиад. Мы хотели придумать что-то такое, что могло бы представить канадцев», — заявила одна из разработчиков маскотов — талисманов Вики Вонг. По мнению председателя оргкомитета Олимпийских игр-2010 Джона Фарлонга, «эти талисманы должны отражать людей, географию, дух Британской Колумбии и всей Канады».

Первыми оценили творчество авторов талисманов 800 канадских школьников, которые отдали свое предпочтение Миге.

Сочи, 2014
Неизвестный герой

Как сообщил глава оргкомитета «Сочи–2014», Дмитрий Чернышенко, официальный талисман сочинских Игр появится не ранее 2011 года. Однако уже 2 марта 2008 года на выборах президента России в Сочи одновременно прошел так называемый референдум по выбору символа Олимпиады-2014. Вместе с избирательными бюллетенями сочинцы получали бланк с отрывными купонами, на которых были изображены четыре варианта символа Олимпиады: Дед Мороз, белый медведь, дельфин и снежинка.

Больше всего голосов набрал дельфин. Однако представитель пресс-службы оргкомитета заверил, что окончательно символ выберут граждане всей страны, а участие в его изображении примут профессиональные дизайнеры и маркетологи. В качестве примера была приведена зимняя Олимпиада-2010 в Ванкувере, символ для которой был утвержден лишь в ноябре 2007 года.

Предложить свой вариант может каждый — для этого талисман нужно нарисовать и отправить на сайт Заявочного комитета Сочи-2014 или его генеральному директору Дмитрию Чернышенко по адресу chernyshenko@mtu-net.pp.ru.

На конкурс будут приниматься как рисунки детей, так и профессиональных художников. Символ Игр планируют выбрать на открытом конкурсе — такой выход из ситуации специалисты называют самым уместным. Пока в потоке предложений доминирует медведь — по аналогии с Олимпиадой-80 в Москве.

Среди претендентов — бурый медведь, белый медведь, сразу три медведя (с картины Шишкина), медвежонок Умка, медведь с баяном.

Среди другой живности — дельфин на горных лыжах (президент Олимпийского комитета РФ Леонид Тягачев отдал предпочтение именно ему). Предлагались к рассмотрению снеговик, краб, чайка, золотой барашек, мамонтенок, белка с пятью золотыми орехами. Есть и экстравагантные варианты — пять пальцев с бриллиантовыми кольцами на каждой; пять газовых труб, сложенных в олимпийскую символику. Но не исключено, что в итоге все же вернутся к старому испытанному Чебурашке.

Экспертное мнение

Олимпийская символика — это дань моде, коммерческий объект, культурный феномен, знак спортивного суеверия или что-то еще?

Екатерина Фокина, дизайнер журнала «Выбирай»:

— Думаю, талисман — это прежде всего традиция. Во-вторых — «местный колорит». И вот что интересно: хотя существуют некоторые правила воздействия на восприятие, иногда именно необычный и сделанный совершенно не «по правилам» проект привлекает много внимания и заносится в историю и учебники… Ну и, конечно, деньги зарабатывают на продукции с символикой: вложений же много, надо вернуть часть затрат.

Символика должна провоцировать эмоции эстетического толка. Не всегда это удавалось — например, с тем же бобром. Ну не вызывает он никаких чувств: ни патриотизма, ни гордости за страну, ни желания победить. А еще мне не нравится, когда в талисмане — больше одного персонажа. Ладно, двое — мальчик и девочка. Но зачем три героя для Олимпиады в Ванкувере? Выбрать не смогли, что ли?

Максим Глущенко, дизайнер КРМА «Профит груп»:

— Безусловно, олимпийские талисманы — это выражение культурного, национального духа страны, в которой проводится Олимпиада. Просматривая персонажей и особенно логотипы прошедших лет, можно увидеть и тенденции графического дизайна в мире в целом, и характерные для отдельной страны, культуры решения. Поэтому я считаю, что олимпийская символика — это высший пилотаж в графическом дизайне. Ведь помимо оригинальности, современности, выраженной национальной аутентичности, он должен хорошо «считываться» и быть узнаваемым для людей совершенно разных культур. Например, отличный логотип Москвы–80: с одной стороны — башни Кремля, с другой — характерный дизайн восьмидесятых — линии, геометрия, оптические иллюзии (вспомните оформление пластинок и книг той эпохи). А какой интересный логотип у Пекина-2008 — сначала видим «просто» иероглиф, а чуть присмотревшись, найдем и бегущего человека с факелом!


Gentle Misha and the rest. Olimpic symbols represent not only the Games, but the countries where they take place

The origins of Olympic good luck charms go back to the middle of the last century, and they are meant to bring happiness. Not personal happiness, joy for all: for the athletes and their fans. The destiny of a lucky charm for the Sochi Olympic Games of 2014 will be decided only in 3 years. But now, before the final choice is made, we need to recall all magical attributes of the past Olympic Games Lucky charms of winter Olympic Games have been around for almost 40 years.

The very first one, which appeared in 1968, was not considered to be official. Red Doughboy — skier, named Schuss, was being sold so successfully as a badge and little statuette, that this fact made the International Olympic Committee think more seriously about introducing a new idea to the public. But the Schuss itself was practically «not legal».

Sapporo of 1972 had no charm. The victorious way of the Winter Olympics lucky charms began in 1976. Since then the symbols of the Games and their visual brand style have enormous meaning not only for the national interests struggle within the IOC but they began to influence on the very visual identity of a state. The Olympic Games have always been not only a sport event, but a political one as well—Olympic symbols represent not only the Games, but the countries, where they take place. In such a way, for example the Olympic Bear took its stable place in the symbols set of the USSR.

Innsburck, 1976
Snowman Olimpiamandle

History. The lucky charm represented a little snowman, symbolizing simple and modest character of the Games, which are remembered as «The Games of Simplicity».

Attitude. For Austrian people this lucky charm brought many victories in skiing. But some witty people spread the gossips that the Winter Innsbruck symbol looked more like a hybrid of Red-Riding Hood and Jewish rabbi.

Lake Placid, 1980
Raccoon Roni

The coloration of raccoon’s little face looked as if it had a protective hat and glasses on, just like the athletes of the winter games wore. The mask-glasses, which protected the courageous little Roni, became extremely popular.

Saraevo, 1984
Wolf Vuchko

Being copied on millions of images, the Wolf Vuchko looked serious, but joyful at the same time. He symbolized the people’s wish to «be friendly to the animals and get back to the nature». The Yugoslavian lucky charm is recognized one of the most captivating personage in the history of the Olympic Games.

Calgary, 1988
Polar Bears Howdy and Heidi

They are inseparable brother and sister. The name «Heidi» is derived from «hi»-hello. And «Howdy», in the Western-American dialect has just the same meaning. These paired lucky charms reflect Canadian hospitality. Canadian Bears had been very popular during the Games, but were forgotten pretty soon afterwards: their image and charisma lacked something.

Albertville, 1992
Dwarf Magic

The figure of a half-man—half-god is the embodiment of «concept of a dream and imagination», due to its unusual star shape. Two years before the Games the role of lucky charm was meant to be performed by a mountain dear, but since it was not very popular, it had to «retire». This was the first time of a lucky charm substitution. Romantic souls liked its star-like shape, but more pragmatic ones remarked that the mountain dear would have been closer to them.

Lillehammer, 1994
Little boy and girl: Khokon and Christine

Brother and sister from Norwegian folk tales wearing traditional outfits were put into production as toys and little souvenirs, they were seen on badges, postcard, stickers. Pretty blond pair reflected a cheerful and strong character of Nordic people. These symbols are good example, of how popularity and sale success can go hand in hand.

Nagano, 1998
Snowlets Sukki, Nokki, Lekki and Tzukki

 Since the Games take place once in four years, the lucky charm is made up of four elements, four owls, — this is the way the Japanese logic works. Very unusually looking baby-owls pushed away a weasel, which had been confirmed to be a charm before. Though little snowlets were extremely popular in the Land of the Rising Sun, they did not find such popularity outside their homeland. Most guests thought the design to be very primitive, and their images lacked meaning and warmth.

Salt-Lake City, 2002
Rabbit, Coyote and Grizzly

As the ancient Indian legend said, many years before the white rabbit Powder ran up to the top of the mountain and shoot the arrow into the sun, so it would come down and stop burning the land. The Red coyote Copper brought fire to the people from the top of the highest mountain. And black bear Cole was so strong, that even the best hunters could not kill him. American people were enchanted by their lucky charms almost as much as by Mickey Mouse. As for the snobbish Europeans, the American cartoons with Latin subtitles just were not convincing enough.

Turin, 2006
Snowflake Neve (she)and Icicle Glitz (he)

These two symbolic characters represented winter sports and completed each other. In the demo commercials those playful little people were always hugging. They became the symbols of a young generation-full of life and energy. But they seemed asexual and faded to the American and Russian guests.

Vancouver, 2010
Miga, Kuatchi and Sumi — a sea-bear, yeti and a spirit of the animals

As the chairman of the Organizational Committee of the Olympic Games – 2010 John Farlong said, «These lucky charms are to reflect the people, the land and the spirit of British Columbia and the entire Canada». 800 Canadian students were the first to evaluate the creative work of the authors, and they gave their votes to Miga.

Sochi, 2014
Unknown Hero

The offi cial version of the lucky charm for the Sochi Olympic Games will not be known until 2011. Every person have a chance to offer the unique design — all you need is to create your own variant and mail it to the Sochi-2014 Claim Committee site or to its chief executive Chernyshenko Dmitry at the address: chernyshenko@mtu-net.pp.ru. Children’s drawing as well as professional ones are admitted. Right now the most dominating image is the one of the bear — similar to the lucky charm of the Games — 1980 in Moscow. Other contender are a brown bear, a polar bear, three bears altogether (from Shishkin’s painting), a little bear Umka, and a bear with an accordion.

Among other animals offered is a dolphin — downhill skier. A snowman, a crab, a seagull, a golden lamb, baby mammoth and a squirrel with five nuts were also suggested to consideration. Quite extravagant variants are offered as well: five fingers with the diamond ring on each one, five gas pipes arranged into the Olympic symbol. But it is possible they will go back to the old experienced Cheburashka.

Expert opinion

The Olympic symbol: just a tribute to fashion, a commercial object, a cultural phenomenon, some sort of sport superstition or something else?

Fokina Ekaterina, a designer of magazine «Choose!»:

— I believe the lucky charm is a tradition first of all. Then, it is a «local hue». And of course, money is made on such symbolic goods: the investors need to get some part of their money back. The symbol should provoke some esthetic emotions. It didn’t always work out, for example, the beaver. It truly does not evoke any patriotic feelings, pride for the country or a desire to win. Also, I do not like to see more then one element in a lucky charm. Why did they have three heroes for the lucky charm of the Vancouver Games? Maybe they just could not made up their mind?

Gluschenko Maxim, a designer, «Profit Group»:

— In my personal opinion, creating the Olympic symbols is the most diffi cult «stunt» in graphic design. The symbol should be not only original, up-to-date, have a clearly-cut national hue, but it has to be recognized and well associated by other nationalities as well. The best example is the logo for the Moscow Games of 1980— the Kremlin towers on one side and a very typical design for 80s on the other — lines, geometry, optical illusions (try to remember the design of records and books of that time). The logo of 2008 Beijing Games is very interesting as well. First a «simple» hieroglyph is seen, but looking attentively one can see a running mad holding a fire torch!