Русская версия
РУС
English version
ENG
Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Наш олимпийский интерес (4348)
Максим Федоров, главный редактор Издательского дома «МедиаЮг»  
Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации: «Мы должны использовать этот уникальный шанс» (4553)
Жак Рогге, президент Международного олимпийского комитета: «Мы доверяем новой России» (4507)
Леонид Тягачев, президент Олимпийского комитета России: «Ничего, кроме золота!» (4456)
Виталий Мутко, министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: «Олимпиада будет работать на авторитет нашей державы» (4324)
Дмитрий Козак, министр регионального развития Российской Федерации: «Деньги, вложенные в Олимпиаду, не будут потрачены впустую» (4698)
«Молодые и дерзкие хотят побеждать» (4836)
Не хочется спугнуть птицу счастья (4697)
Русские ведут (4606)
Стройсь! (6060)
Олимпийский ГОСТ (5231)
Кадры решат всё (5021)
Поднятая целина–2014 (4957)
Команда гордости нашей (5008)
Ласковый Миша и все остальные (24643)
Перезагрузка (5334)
Олимпийское ожерелье (5255)

Дороги к большому спорту

№ 1 (2008)
Количество просмотров: 4972
Версия для печати


Бюджетные вложения в строительство олимпийских транспортных объектов превысят 305 миллиардов рублей.

С тем, какая транспортная инфраструктура будет обеспечивать проведение зимних Олимпийских игр в Сочи, правительство определилось еще в конце прошлого года: все необходимые автодороги, развязки, мосты, порты, взлетно-посадочные полосы и железнодорожные ветки вошли в Программу строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта. Всего в перечне — 218 олимпийских объекта и связанных с их строительством мероприятий, из них транспортных — 47.

История в деталях

— У нас есть детальный план строительства инфраструктуры в Сочи, — заявил на форуме «Транспорт России — 2008» в мае министр транспорта РФ Игорь Левитин. — Хочу сразу сказать, что транспортная инфраструктура планировалась нами до того момента, как в Гватемале было принято решение о проведении Олимпиады в Сочи. Мы бы все равно строили дублер Курортного проспекта, закончили бы обход Сочи. А после принятия решения мы просто дополнили те фрагменты, которые связаны с размещением олимпийских объектов.

По данным Минтранса РФ, предстоит построить более 5 тыс. погонных метров причальных сооружений, более 3,5 тыс. м оградительных сооружений, более 100 км новых железнодорожных линий, свыше 56 км вторых путей, более 75 км новых федеральных автотрасс, порядка 20 автодорожных развязок и 20 автомобильных тоннелей. У каждого объекта — свой исполнитель: за ГК «Олимпстрой» закреплены 19 объектов (109 млрд. рублей), за подведомственными Минтрансу Росавтодором, Росавиацией и Роспорречфлотом, а также ОАО «РЖД» — 22 (180,8 млрд. рублей), еще 5 — за администрациями Краснодарского края и Сочи (15 млрд. рублей). По предварительным данным, затраты федерального бюджета превышают 305 млрд. рублей. Эта сумма сопоставима с бюджетом всей прежней ФЦП по развитию Сочи как горноклиматического курорта (314 млрд. рублей).

Подъехать на авто

Дороже всего федеральному бюджету обойдется дорожное строительство: требуемый объем финансирования — 135,66 млрд. рублей. По словам Игоря Левитина, наиболее значимые объекты — это строительство обхода Сочи, центральной автомагистрали (дублер Курортного проспекта), четырех транспортных развязок на пересечении автотрассы М-27 Джубга — Сочи с городской дорожной сетью и пяти транспортных развязок на муниципальных дорогах Сочи.

Построить обход Сочи планируется к концу 2009 года. Проект пришлось корректировать — учитывались изменившиеся требования к пожарной безопасности тоннелей и сейсмической устойчивости транспортных объектов. Соответственно, сметная стоимость увеличилась (12,15 млрд. рублей).

Строительство дублера Курортного проспекта оценивается в сумму более 87,7 млрд. рублей. Разрабатывать проект начнут в нынешнем году, на следующий запланировано начало строительства. В это же время должно начаться строительство развязок на автотрассе Джубга — Сочи: на пересечении Курортного проспекта с ул. Дивногорской и ул. 20-й Горнострелковой дивизии, пересечении улиц Виноградной и Донской, а также в микрорайоне Голубые Дали.

Большая часть дорог, которые закреплены за «Олимпстроем», связаны с транспортным обеспечением непосредственно спортивных олимпийских комплексов. Так, в ведении госкорпорации — строительство участков к биатлонному комплексу, финишной зоне горнолыжного курорта «Роза Хутор», санно-бобслейной трассе, хребту Псехако, нижней спортбазе в Сулимовском ручье, Олимпийской медиадеревне (спортивно-туристический комплекс «Горная Карусель»), горной Олимпийской деревне, сноуборд-парку и т.д. До октября «Олимпстрой» планирует провести два открытых конкурса для проектировщиков: это подъездные участки к хребту Псехако (протяженность 11,5 км) и к сноуборд-парку (4,2 км). Предполагается, что проектирование этих объектов (с учетом прохождения госэкспертизы) завершится в феврале 2009 года.

Но все же этим дорожные задачи «Олимпстроя» не ограничиваются. К примеру, уже объявлены два открытых конкурса. Первый — на проведение проектно-изыскательских работ для строительства федеральной автодороги М-27 Джубга — Сочи до границы с Грузией на участке Адлер — Веселовская, которые должны быть выполнены в период с августа 2008-го по август 2009 года. Максимальная цена проектно-изыскательских работ, по данным официального сайта «Олимпстроя», — чуть более 96,6 млн. рублей с учетом НДС. Второй конкурс связан с разработкой концепции логистической системы и проекта создания логистического транспортного центра в Сочи. Проектно-изыскательские работы планируется завершить до конца этого года. Максимальная сумма, которую могла получить проектная организация, — 33,12 млн. рублей. Кстати, по предварительной оценке «Олимстроя», только на строительство дорожной инфраструктуры в 2008–2012 годы потребуется 13,8 млн. тонн стройматериалов.

Долететь и доплыть

 Развитие морской инфраструктуры к Олимпиаде предполагает реконструкцию сочинского порта, создание двух грузовых районов порта для завоза инертных материалов, а также реконструкцию и строительство 15 портопунктов вдоль побережья Большого Сочи для восстановления местных пассажирских морских линий. Требуемые затраты федерального бюджета на портовую инфраструктуру превышают 22 млрд. рублей.

— Говоря о развитии портовой инфраструктуры и морских перевозок в Сочи, целесообразно отметить, что Сочинский морской торговый порт — единственный российский специализированный пассажирский порт на Черном море. Основные сооружения порта построены в период с 1937-го по 1952 годы. В настоящее время на имеющихся причалах возможен прием круизных судов длиной только до 190 м и осадкой 8 м. Круизные суда с большой осадкой и размерами приходится принимать на рейде, что снижает уровень сервиса обслуживания пассажиров, — рассказывал Игорь Левитин в марте депутатам Госдумы.

На реконструкцию порта потребуется 11,3 млрд. рублей, из них 1,93 млрд. рублей — на изъятие земель для госнужд. Еще 3,5 млрд. рублей необходимо для создания грузовых районов порта и 15 портопунктов. Предполагаются и частные инвестиции — на покупку скоростных пассажирских судов для местных морских перевозок (более 3,1 млрд. рублей). По словам министра транспорта РФ, уже есть предварительные предложения от крупных компаний из Японии, Италии и России организовать местные пассажирские морские линии на условиях частно-государственного партнерства.

Кроме того, «Базовый элемент» намерен построить грузовой порт в Имеретинской бухте. По данным проектировщика — ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (входит в «Проектно-строительную компанию «Трансстрой», на 50% принадлежащую «Базэлу»), порт будет построен в междуречье рек Мзымта и Псоу и сможет принимать суда грузоподъемностью до 5,5 тыс. тонн. Мощность порта — 5 млн. тонн универсальных сухих грузов в год. По окончании олимпийского строительства грузовой порт должен быть конверсирован в марину на 400–500 средних и больших яхт. Планируемые инвестиции «Базэла» составляют 3 млрд. рублей.

На 23,13 млрд. рублей, по подсчетам Росавиации, возможно провести полную реконструкцию и развитие аэропорта Сочи с удлинением ВПП-1 на 500 м и обновлением средств системы аэронавигации и метеорологического обеспечения. Уже сейчас завершена реконструкция 1-й взлетно-посадочной полосы, к концу года владелец аэровокзального комплекса — компания «БазэлАэро» — должен запустить часть терминала.

Комплекс построен на 5 млн. пассажиров в год, а сейчас пассажирооборот аэропорта Сочи — не более 1 млн. Кстати, затраты частного инвестора на развитие терминальной инфраструктуры оцениваются в 10 млрд. рублей. Полностью реконструкция взлетно-посадочных полос должна быть завершена в 2012 году. Во время зимней Олимпиады-2014 городской аэропорт должен обеспечить 24 посадки в час.

На юг «с ветерком»

Важный вопрос — пассажирские и грузовые перевозки по Северо-Кавказской железной дороге. Все проекты будут выполнены за счет инвестиций ОАО «РЖД» (порядка 28 млрд. рублей) при поддержке Минтранса.

— Нет никаких сомнений в том, что РЖД в состоянии построить все запланированные магистрали в срок, — заявил президент компании Владимир Якунин. — Нами накоплен огромный опыт работ в горных условиях. Предполагается организовать на южной ветке скоростное пассажирское движение: время следования скоростных поездов Москва — Адлер составит около 15,5 часа (сейчас «рекорд» на этом направлении — 24 часа), а максимальная скорость — до 200 км/ч. Чтобы осуществить проект, нужно будет провести модернизацию и реконструкцию на всех участках пути, а также построить вторые главные пути на некоторых участках, обход территории Украины на участке Гартмашевка — Чертково и скоростную линию Чертково — Лихая — Батайск.

Кстати, необходимость усиления инфраструктуры на участке Туапсе — Адлер назрела задолго до объявления Сочи местом проведения Олимпиады: большая часть на этом отрезке пути построена в начале XX века, и, кроме значительного морального и физического износа оборудования, существует еще проблема пропускной способности. Сейчас протяженность участка Туапсе — Адлер составляет более 102 км, он состоит из 11 однопутных перегонов. Движение на отрезке Туапсе — Сочи осуществляют 57 пар поездов, на отрезке Сочи — Адлер — 48 пар. Это количество превышает расчетную возможность пропуска. Кроме того, уже растет объем грузов в связи с подготовкой к Олимпиаде-2014: дополнительное поступление грузопотока может составить 100 млн. тонн. По расчетам института «Гипротранс ТЭИ», строительство вторых путей на участке Туапсе — Адлер позволит обеспечить необходимую пропускную способность.

Реализация только первоочередных мероприятий на этом участке оценивается в 13,5 млрд. рублей. Точная сумма всего проекта по организации скоростного движения по направлению Центр — Юг пока не определена: сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Но уже ясно, что весь цикл работ нужно закончить не позже осени 2013 года.

Также железнодорожникам предстоит организовать грузовые дворы для обеспечения приема грузов. По данным РЖД, уже утверждены проекты границ земельных участков для размещения грузовых дворов на территории совхоза «Сочинский» и Российской Академии сельскохозяйственных наук. Разработаны и согласованы с госкорпорацией «Олимпстрой» и архитектурой Сочи схемы размещения инфраструктуры новых грузовых дворов и путей их примыкания. Строительство грузовых терминалов обойдется РЖД в сумму 1,25 млрд. рублей, еще 350 млн. рублей пойдет на модернизацию и техперевооружение терминалов на станциях Сочи и Адлер.

Строительство железнодорожной трассы Адлер — аэропорт Сочи протяженностью почти 3 км оценивается в 11 млрд. рублей. По данным пресс-службы РЖД, начало работ запланировано на 2009 год.

— Проведение Олимпиады — вопрос государственной важности. Мы обязаны обеспечить развитие транспортной инфраструктуры, —заявил Игорь Левитин на транспортном форуме в Сочи. — «Олимпстроем» уже выбраны компании, которые будут проводить оценку земли и выкупать земли для строительства транспортных объектов у граждан. Мы здесь, в России, ничего нового не делаем. Это международная практика при создании транспортной инфраструктуры.


The Roads to the Big Sport.

The budget aimed at building of transport installations will exceed 305 billion rubles.

The history is in details

 «We developed a comprehensive plan for the infrastructure construction in Sochi» claimed the Minister of Transport of the Russian Federation Levitin Igor during the summit «The Transport of Russia-2008» in May. «I would like to add that it had been planned before it was decided in Guatemala to host the Olympic Games in Sochi. And all we did after the decision had been made was adding few details, in regard to the locations of the Olympic objects».

According to the Department of Transportation of the Russian Federation, they will need to build more than 5 thousand running meter of waterfront structures, more than 3.5 thousand meters of protecting structures, about 100 kilometers of new railroads, more than 56 kilometers of side tracks, approximately 75 kilometers of new federal highways, about 20 new intersections and just as many tunnels. Each location has its own contractor: GC «Olympstroy» is in charge of building 19 objects (109 billion rubles). «Rosaftodor», «Rosaviation», «Rosporrechflot» and JSC «Russian Railways» under jurisdiction of the Department of Transportation will complete 22 objects (180.8 billion rubles), the Administrations of the Krasnodar Region and Sochi are liable for 5 more locations (about 15 billion rubles). Preliminary figures show, that the planned federal budget surpasses 305 billion rubles. This is equal to the total budget of the Federal Target Program, which was provided for the development of Sochi as an alpine climatic resort (314 billion rubles)

Traveling by car

 The road consturcion is expected to take the biggest part of the federal budget. According the the Levitan Igor, the most important projects will be the Sochi Bypass, Central Highway (back up for the Kurortny Ave), four intersections where M27 Djubga-Sochi crosses city traffic network and five more intersections on the municipal roads of Sochi.

«Olympstroy» is in charge of the most of the roads leading to the Olympic Complex. State-owned corporation is responsible for building the roads to the biathlon complex, ski-resort «Rosa-Hutor», slade tracks on Psehako ridge, the lower sport complex at Sulimovsky stream, middle Olympic village (touristic sport complex «Gornaya Karusel»), the Olympic village in the mountains, snowboard park, and many others.

Flying and sailing

The upgrading of naval infrastructure before the Games will include the reconstruction of Sochi commercial seaport, building two cargo areas for shipment of the inert materials, as well as the renovation and construction of 15 roadstead locations along the shore-line of Sochi to restore passenger sea traveling. The expenditure of the federal budged on naval infrastructure surpasses 22 billion rubles. The seaport renovation requires 11.3 billion rubles, 1.93 of which will go on seizure of land for federal needs. Private investments (more than 3.1 billion rubles) are aimed at purchasing fast passenger liners for local sailing. Large Japanese, Italian and Russian companies, under provision of private sector participation, have made offers for arrangement of passenger routes.

Besides, «Basovy Element» intends to build a commercial seaport in the Imeretinskaya Bay. It will be located in the interstream area of the rivers Mzmat and Psou and will be able to receive ships with the cargo carrying capacity up to 5.5 thousand ton. The anticipated capacity of the port is 5 million ton of generalpurpose dry cargo per year. The budget of 23.13 billion rubles will ensure the complete renovation of Sochi Airport, which will include extension of the runway by 500 meters and upgrading flight navigation and meteorological support systems. During the Winter Olympic Games of 2014 the city airport will have to receive 24 planes per hour.

«Racing» to the South

The support of passenger and cargo traffic on Northern-Caucasus railroad is a very serious matter. All the projects will be completed at the expense of JSC «Russian Railways» investment expenditures (about 28 billion rubles) with the support of the Department of Transport. It is intended to organize highspeed passenger operation on the South stub end so that the travel time for the high-speed train Moscow-Adler will be about 15.5 hours (current «record» for this route is 24 hours) with the maximum speed up to 200 km/hr. The load volume connected with the preparation for the Olympics has already increased and the traffic can go up to as much as 100 million ton. According to the «Giprotrans» institute’s calculations, the construction of a side tracks on a territory Tuapse-Adler will provide the required carrying capacity.

Approximated cost to lay down 3 km of tracks between Adler and Sochi Airport is about 11 billion rubles. The construction was planned to begin in 2009. «Hosting the Olympic Games is a matter of the national level. We have to ensure the development of transport infrastructure», — said Levitin Igor during the summit, «Olympstroy» has already selected companies, which will do the land cost calculations and purchase the land for the traffic installations construction. We are not doing anything new here, in Russia. This is a world-wide practice».